Найти в Дзене
Субъективный путеводитель

Ярославское шоссе - лучшая дорога Европы? Смотря когда.

Плохие дороги - один из главных русских брендов со времён Гоголя. Может даже привести их в порядок мешает подсознательный и коллективный страх: а останемся ли мы вообще собой, если начнём ездить по хайвеям? Могу ответственно сказать - останемся, ибо когда-то по просторам России пролегали лучшие магистрали Европы.

Правда, очень давно - в 15-17 веках, а умение их строить принесли на Русь татаро-монголы из низвергнутых ими высоких цивилизаций Востока. Эти дороги не отличались ни шириной, ни качеством, но система ямов, мостов, переправ работала на них как часы, и 1200 километров до Архангельска преодолевались за немыслимые по тем временам 8 суток. А лучшая дорога вела из стольной Москвы именно на Архангельск, главный морской порт страны, через главный речной порт - Ярославль. Этот тракт и сделал Ярославскую область той неисчерпаемой для краеведения землёй бесчисленных церквей и палат, пожалуй самым богатым на культурное наследие "нестоличным" регионом России.

Сейчас уже сложно представить, насколько иной у России когда-то была география. А между тем было у нас в 16 веке очень мало запада и юга и очень много востока и севера. Петербургские проспекты, землистое Черноземье, казачьи станицы в степных ковылях, вольная воля на Волге, вековые заводы Урала, старожильческие заимки Сибири - всё это появилось потом. Восток оставался глухим необжитым краем, а юг и запад постоянно грозили вторжением.

И лишь на севере у России не было соседей - русская земля упиралась в студёное море, а бескрайние пространства лесов и болот надёжно хранили её от любого врага. Главными транспортными путями оставались реки, и хотя речные пути слишком редко бывали прямыми, Волга с незапамятных времён служила путём "из латин в басурмане", в том числе для даров Севера типа мехов или воска. Так в те времена, когда ещё не было Петербурга, у России оформилась мощная ось: Москва - Ярославль - Архангельск.

И там, где важнее грузоподъёмности была скорость, на передний план выходили ямские дороги. Они были просты, как всё гениальное: тракт состоял из примерно равных по длине участков, и каждый ям на их стыке представлял собой фактически станцию, с которой ямщики возили пассажиров и обозы на своих лошадях в обе стороны до следующего яма. Так, словно по эстафете, путник мог ехать вперёд и вперёд, хоть даже вообще без остановок, не отвлекаясь на отдых и прокорм лошадей. Решён был и вопрос мостов и переправ - они отдавались в ведение землевладельцев, и хотя за проезд по ним взималась плата, в интересах хозяина было поддерживать их работу.

Архангельский тракт ещё в 16 веке проложили до Вологды, откуда путь продолжался по рекам, а разговоры о завершении строительства вяло шли весь 17-й век. Наконец, в 1693 году стройку волевым усилием закончил Пётр Первый, и последующее десятилетие до основания Петербурга было расцветом Ямской дороги. Посуху до Архангельска долетали тогда за неделю с небольшим, по распутице - за 10-11 суток, а путь тяжёлого обоза занимал около 20 дней, что всё равно было быстрее, чем по рекам и волокам. Сушей в Архангельск возили даже паруса и пушки! А затем время Севера прошло, а следом за Петербургом русским портами стали Рига, Одесса, Севастополь, Владивосток...

-2

Как и впоследствии Транссиб, Ямская дорога покидала Москву двумя ветвями, Троицкой и Хомутовской, отдалённо похожими на современные Ярославское шоссе и Северную железную дорогу. Хомутовский тракт ответвлялся чуть восточнее Москвы от Стромынки - ещё более старой дороги на Суздаль, основной в Великом княжестве Московского в 14-15 веках. Узлом двух ветвей был Переславль-Залесский, но фактически они сходились чуть раньше - в большом селе с простым названием Новое. Ныне это самая слабая часть Ярославского шоссе - участок от границ Владимирской области до Переславля среди водителей известен как Необгоняй - 20 километров двухполоски с холма на холм, где обгон запрещён и реально опасен.

-3

Надо заметить, сама поездка получилась практически экспромтом - ни я, ни мой товарищ Кац не успели толком подготовиться культурную программу, а потому ориентировались мы буквально на ходу - по спискам памятников архитектуры на викигиде, картам Яндекса и Гугла да путеводителю советской Жёлтой серии, который привёз с собой Кац. Новое село остановило нас само - на одном из домов у дороги мелькнул деревянный дракон, а под ним кружево наличников:

На соседнем доме обнаружились ещё и автограф с датой:

-5

На крайнем правом наличнике раньше было ещё и "Васильевич". Известно же про этого Вьюгина лишь то, что был он пастухом, а дом украшал своими руками:

И если резать деревянное кружево в России не разучились при Советах, то с чего бы разучиться теперь? Дом напротив Вьюгинского честно пытается соответствовать:

Вокруг ещё несколько домиков с резьбой:

-8

На фоне резных изб даже не так впечатляет церковь Святого Духа (1829-53), хотя вообще такая и в Петербурге бы не затерялась. Трапезную с колокольней к ней пристроили в 1861-72 годах, а о часовне у ворот толком ничего и не известно:

-9

Напротив - сельская управа, хотя примерно так же тут могли выглядеть и почтовые станции. На самом деле главную достопримечательность Нового, пусть и невзрачную внешне, мы таки упустили - на краю села начинается участок подлинной Ямской дороги, в ХХ веке не поглощённый ни шоссе, ни просёлками. Он тянется на 20 с лишним километров до Старой Слободы в предместьях Александрова, и судя по чужим фотографиям - внешне старый большак вполне узнаваем, однако проходим сейчас на транспорте не крупнее снегохода и квадроцикла.

-10

Церкви же по Ярославской области натыканы часто, как где-нибудь в Западной Украине - и это при в 2-3 раза меньшей плотности населения! Вот и в следующем селе Глебовское - храм Рождества Богородицы (1796):

-11

На подходах к Переславлю мы, увлёкшись интересными разговорами, проскочили Крест - знаменитую каменную часовню у дороги. Но точно так же без остановок мы проскочили и сам Переславль-Залесский, лишь интенсивно крутя головами к очередным церквям, монастырям, особнякам, крепостным валам, музеям для туристов и видам Плещеева озера. Входящий в "Золотое Кольцо" Переславль-Залесский - город для отдельной поездки, причём дня на него может не хватить. Да и как-то страшно останавливаться, когда в окрестностях поджидают чудовища с флагами:

-12