Найти тему
Макс Луцковский

КОГДА НЕ НУЖНО РЕГИСТРИРОВАТЬ ТОВАРНЫЙ ЗНАК

Оглавление
pixabay.com
pixabay.com

По статистике Роспатента, количество желающих зарегистрировать товарный знак выросло на 15%. Но несмотря на рост популярности, у многих предпринимателей он вызывает массу вопросов:

  • Стоит ли вкладываться;
  • Можно ли зарегистрировать самому;
  • Насколько серьёзные последствия ждут тех, кто работает без зарегистрированного товарного знака?

Сегодня - как раз о последствиях и способах их избежать.

Конечно, ответственности за то, что вы работаете без товарного знака, нет. Это право, а не обязанность.

Но бывают случаи, когда без него не обойтись:

  • Если хотите продавать товары в торговых сетях или на маркетплейсах типа Wildberries;
  • Для договора аренды с крупным торговым центром;
  • Если указываете на вывеске название на иностранном языке, но не хотите дублировать на русский (понадобится зарегистрированный на латинице товарный знак).
  • Если хотите продвигать бренд без риска попасть на компенсацию до 5.000.000 рублей за использование чужого товарного знака. Что это значит? Представим, что у вас магазин сантехники Железавр. Вы уверены, что в стране нет ни одного схожего зарегистрированного названия? Если это не так, то однажды будьте готовы достать из почтового ящика вместе с рекламой судебный иск от владельца товарного знака.

Какие названия можно НЕ регистрировать без риска попасть на компенсацию за нарушение чужих прав

Если вы ещё не готовы к шагу под названием товарный знак, но вывеска магазину или имя бренду нужны уже сейчас, выбирайте нерегистрируемые названия:

  • Географические - для товаров и услуг, которые произведены или относятся к определённой местности. Если указать при этом на характеристику, то вероятность попасть в чужой товарный знак равна 0, поскольку регистрация таких названий в принципе запрещена (ст.1483 ГК РФ). Например, «Вина Кубани» для вина из Краснодарского края, «Уральский самоцвет» для изделий из камней на Урале. Но, например, «Лос Анджелес клуб» для заведения в Перми считается фантазийным и может быть уже кем-то занято.
  • Указывающие на товар и его свойства. По закону такие названия регистрировать нельзя, а значит, у них не может быть владельца (ст.1483 ГК РФ). Например, «Барбершоп на Советской», «Магазин одежды», «Автосервис45». Но будьте внимательны: «Ножницы и расчески» - не товарный знак, а вот «Золотые ножницы» вполне может им оказаться.
  • Использующие фамилию. Если ваша фамилия не дублирует известные (типа Басков) или слишком распространённые (Сидоров), используйте ее для названия. Обычные фамилии обладают малоразличимой способностью и их сложно зарегистрировать, поэтому они не столь популярны. Кстати, множество известных брендов поступили в своё время именно так: мастерская Олеси Мустаевой, Бочкарев, Тиньков, Сыробогатов. Названия-фамилии легко запоминаются клиентам и вызывают их доверие.

Когда стоит выбрать другой вариант

Если вы планируете бизнес не на один год, хотите развивать узнаваемость и ценность бренда, наращивать аудиторию в соцсетях и не готовы менять название за один день в случае проблем, то стоит выбрать что-то более оригинальное.

Я работаю в том числе со спорными товарными знаками и не только проверяю бренд на возможность регистрации, но и рекомендую доработки или изменения, если нахожу препятствия. Для подписчиков провожу бесплатную экспресс-проверку названия за 1 день - просто напишите в комментариях «нужна проверка».

Обязательно поставьте 💙, чтобы я знал, была ли статья полезной. Подписывайтесь на мой Инстаграм и узнавайте, как снижать расходы на ведение бизнеса.