Сегодня речь пойдет не столько об изданиях фонда редкой книги, сколько о тех обстоятельствах, которые обусловили перемещение двух книг фонда на протяжении двух веков. Эти книги изданы в Париже в типографии Дионисия де ля Ну и напрямую связаны с личностью крупного историка церкви, кардинала и претендента на папский престол, Цезаря Барония, основной заслугой которого является написание и издание фундаментального 12-томного труда – «Церковных Анналов», охватывающих историю католической церкви от возникновения христианства до 1198 года. Первая книга, изданная в 1639 году, содержит извлечения из 12 томов «Церковных Анналов». Вторая книга, изданная в 1641 году является сочинением Анри де Спонда, французского юриста и историка, библиотекаря Ватикана, доработавшего «Церковные Анналы» Барония до первой половины XVII века.
Карл Йозеф - австрийский аристократ чешского происхождения. Известен тем, что был первым работодателем австрийского композитора Франца Йозефа Гайдна - с 1757 по 1761 Гайдн трудился в качестве капельмейстера графского оркестра. За это время он написал 12 симфоний и ряд камерных произведений. Оркестр выступал в Вене и в чешском имении Лугачовицы. Примечательно, что ранее родственник Карла Йозефа, Вацлавек Морцин, пригласил на аналогичную должность Антонио Вивальди. Именно в этот период (1723-1725) итальянский композитор написал свои знаменитые «Времена года».
До того, как попасть в Музей истории религии в 1930-х книги совершили большое путешествие. Как уже было сказано выше, обе книги были изданы в Париже в середине XVII века. Спустя почти век, в 1725 году, восьмилетний (!) Карл Йозеф оставляет своим детским почерком следующую запись на форзацах обеих книг: [Ex libris Caroli Josephi comitis de Morzin // Praga : A: 1725]. Таким образом книги оказывается в Праге, но мы можем предположить, что позднее они была перевезены в Вену или Лугачовицы, где размещались зимняя и летняя резиденции графа. Вероятно, экслибрис был наклеен гораздо позже 1725 года.
Далее книги оказываются в библиотеке Полоцкого иезуитского коллегиума (академия с 1812 года). Об этом нам говорит соответствующий штамп. Не известно, когда и каким образом книги попала в Полоцк, а также - почему они покинули Морцина? Есть сведения, что граф столкнулся с серьезными финансовыми трудностями в начале 1760-х гг., с чем связан и уход Гайдна к более платежеспособному венгерскому семейству Андраши (на ум приходит шаляпинское "бесплатно даже птички не поют"). Возможно, графу пришлось расстаться с библиотекой или ее частью, далее богатая коллекция привлекла внимание одного из местных иезуитских коллегиумов, была им приобретена, но вот незадача - уже в 1767 году иезуиты были запрещены в Австрии, а в 1773 орден и вовсе был распущен папой. И только в богоспасаемой матушке России скромное религиозное комьюнити смогло найти приют, а затем и вовсе пережить своеобразный золотой век, пересидев не самые лучшие для себя события европейской истории. Мы склонны полагать, что книга попала в Полоцк вместе с братьями-иезуитами, вынужденными перебраться из центральной Европы на восток, в более безопасное место.
В короткие сроки орден иезуитов становится довольно влиятельной организацией в России и, как следствие, у него появляются могущественные недоброжелатели в высших эшелонах российской власти. Это привело к высылке иезуитов из столиц в 1816 году и изгнанию за пределы Российской империи в 1820. Но что делать с накопленным за полвека многочисленным имуществом – землями, зданиями, библиотеками, коллекциями предметов искусства? Тут к делу приступают представители петербургской бюрократии - люди образованные, многие члены «Арзамаса», знающие цену прекрасному.
Что касается наших книг, их судьбу определил директор Департамента духовных дел иностранных исповеданий А.И. Тургенев, предложивший в 1823 году отобрать в библиотеке полоцкой академии книги, полезные в работе департамента. На этом этапе книги были отобраны и описаны. Спустя семь лет, в 1830 году, министр внутренних дел Д.Н. Блудов предлагает отобранные книги (по разным данным от 1396 до 3056) все-таки передать на нужды того же департамента. Из записки, поданной в 1862 году вице-директором департамента П.А. фон Шульцем на имя министра внутренних дел П.А. Валуева, мы узнаем, что книги до сих пор (спустя 32 года после предложения Блудова!) не поступили в названный департамент, хотя были описаны князем В.Ф. Одоевским. Более того сама библиотека Д.Д.Д.И.И. появляется только в 1864 году – на фундаменте, который и составили книги полоцких иезуитов. Книга занимает свое место на полке и у нее появляется штамп с топографией.
В период после 1917 года библиотека департамента национализируется, и часть ее передается в образованный в Казанском соборе в 1932 году Музей истории религии. Таким образом книга обретает свой нынешний дом.