ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ ПОВЕРЕННЫЙ
Уже прохладны октябрьские ночи на Украине. Трудно согреться и заснуть в солдатском окопе. Да и до сна разве, когда знаешь, что с рассветом снова двинутся на захваченные вчера позиции немецкие танки. Трудно представить зрелище страшнее, чем танковая атака. И батарея вчера испытала это. Утром немецкие самолеты сбросили листовки: «Русские солдаты! Вам придется купаться в Днепре!». Да, уверено немецкое командование в силе своих «тигров» и «пантер».
...Танки показались слева. Никогда еще наводчику орудия сержанту Поверенному не приходилось видеть такое количество танков. Десятки бронированных машин с ревом надвигались с фланга. Шли группами по три-четыре машины, образуя «клещи»: один танк, что посредине, чуть позади остальных. А впереди танковой цепи бушует огонь немецкой артиллерии. За танками — самоходные орудийные установки, бронетранспортеры с десантом.
Вот первая группа танков приблизилась к нашим позициям. А расчет уже ждал, застыв у пушки. 400 метров, 300...
— Огонь!
Заклинило башню. Теперь разбить гусеницу и поджечь.
— Огонь!
Экономить бронебойные. Бить фугасными. А потом расстреливать. Второй танк объят пламенем. Чуть замедлил движение третий — «огонь!» — и завертелся еще один бешеный «тигр», разбрызгивая горящие комья земли.
Вскрикнул и упал находившийся у опор установщик. Еще одного товарища не стало.
Уже брошены на землю шинели: жарко. Уже по три раза ползали в соседний окоп и забрали ненужные теперь соседнему расчету снаряды. Уже шесть вражеских танков стоят, хоботами стволов уткнувшись в землю, либо нацелясь беспомощно в небо. А танки все идут. И трое солдат яростно работают у орудия, вытирая пот с лица. Трое солдат ведут и ведут прямой прицельный огонь по вражеским машинам. А танки идут. Вот уже с флангов они. Вот сзади. Десант на броне...
И снова атака была отбита. В жестоком этом бою потерял расчет Поверенного своего замкового. Теперь вдвоем с Кривенко остались у орудия.
Утро второго дня опять началось с гула. Опять пошли танки. Снова двое солдат яростно работали у орудия.
Когда пять танков расстреляли, шестой шел на них с тыла. Не успели развернуться. Только и смог Поверенный, что вынуть панораму и броситься с товарищем в окопчик. Со скрежетом прошлась гусеница через пушку. Остановился танк. Дал несколько очередей по окопчику и двинулся дальше. Тут две связки гранат полетели ему вслед. Лопнула гусеница.
А в это время наша авиация сбрасывала уже смертоносный груз на головы фашистов. Заметался враг. Два артиллериста устраивали себе новый огневой рубеж. Вырыли окопчик прямо под танком. Хоть и неприятное соседство с немецким экипажем, но зато укрытие прочное, броня и сталь над головой.
Через час двинулись наши войска вперед. Ушли вперед с автоматами и два артиллериста...
(1975)