Найти тему
Капитан A320

Спят ли пилоты в полете? Часть 2 - а теперь серьезно.

Продолжение... Ссылка на первую часть: Спят ли пилоты в полете? Часть1 - юмор.
На самом деле вопрос не такой уж и веселый, как могло показаться после прочтения первой части. А вообще, к написанию всего этого меня подтолкнули постоянно всплывающие в ленте Дзена перлы типа: "12 мифов об авиации" или "Узнав об этом вы больше никогда не полетите на самолете". На первом месте там, как правило, откровения от "пилотов" (скорее от авторов этих статей) в стиле: "мы частенько спим в кабине всем экипажем" или "я проснулся и увидел, что мой второй пилот тоже заснул". На самом деле - это бред.

Спите, спите, мальчики! (Изображение из открытых источников)
Спите, спите, мальчики! (Изображение из открытых источников)

Почему бред? Все просто. Я могу вам с легкостью назвать несколько проблем, могущих возникнуть во время крейсерского полета, которые требуют НЕМЕДЛЕННОЙ реакции. Причем осмысленной, а не спросонья. Также можно придумать много ситуаций развивающихся постепенно, то есть, если в этой ситуации предпринять некие действия сразу - очень легко все исправить, а вот если проспал ее развитие - тогда беда. Как вы думаете, зная все это - очень ли хочется вздремнуть?

Но разумеется, пилоты никакие не сверхчеловеки - спать ночью они хотят так же как и все остальные. Так как же они борются со сном? На самом деле, с годами каждый придумывает для себя оптимальную стратегию. Возьмем пример из первой части:

Дневной рейс в Лондон. В 10 утра на работу, в 9 вечера домой. Поужинал и спать. А на завтра... а вот тебе Новосибирск на завтра! В час ночи вылет! На самом деле тут все просто - после возвращения из Лондона тянем время до утра. Кто как. Можно на Дзене писать, например. Если заснуть часов в 6 утра и проспать до трех дня - уже нормально, 18 часов бодрствования вполне терпимо. То есть прежде всего требуется планирование своего отдыха. Рабочий график, конечно, иногда меняется достаточно серьезно, но дней на 5 вперед планировать можно.

Совсем не хочется спааааааать... (Изображение из открытых источников)
Совсем не хочется спааааааать... (Изображение из открытых источников)

Но что делать, если в полете совсем припекает? На самом деле тоже много вариантов. Горячий кофе, крепкий чай, ледяная вода (мой вариант). Можно встать со своего места и немного размяться. Спать тянет именно во время монотонного полета на эшелоне, как только долетаем до точки начала снижения - сонливость пропадает. Главное дотерпеть. А в самом крайнем случае - лучше действительно поспать. Но сон в полете это вещь достаточно серьезная, бывали раньше и катастрофы из-за того, что весь экипаж засыпал в наборе высоты. Поэтому, чтобы не пускать дело сна на самотек и разработаны соответствующие процедуры:

Для поддержания необходимого уровня работоспособности летного экипажа и снижения влияния усталости на безопасность выполнения полетов членам летного экипажа (пилотам) может предоставляться кратковременный отдых на рабочем месте в полете.

Вот так вот заумно это описано в руководящих документах. Процедура эта регламентирована по самое не балуй, а начинается она с обязательного занесения самого факта выполнения ее в рабочий план полета. Кроме того, для ее выполнения требуется соблюдение целого ряда условий.

Отдых может предоставляться на период времени до 45 минут и только одному из пилотов, находящихся на рабочих местах при условии:

- установившегося горизонтального полета на эшелоне;

- отсутствии опасных метеоявлений по маршруту полета;

- отсутствии необходимости ведения одновременной радиосвязи на двух радиостанциях;

- все начатые процедуры по управлению системами воздушного судна завершены;

- системы воздушного судна функционируют в штатном режиме и не требуют дополнительного контроля или управляющих воздействий со стороны всего экипажа;

- изменения эшелона полета, перекачка топлива и обход опасных метеорологических явлений завершены.

И это еще не все! Выполнение данной процедуры обязательно согласуется со старшим бортпроводником и бодрствующий пилот должен постоянно ему докладывать о своем самочуствии (а вот про то, что бортпроводник должен находиться в кабине и травить анекдоты - в прошлой статье я присочинил для красоты...). В случае отсутствия своевременного доклада - бортпроводники имеют возможность войти в кабину.

Естественно, во избежание всяких случайностей спящий пилот максимально отодвигается от всех органов управления:

Кресло отдыхающего пилота должно быть максимально удалено от органов управления ВС, ноги убраны с педалей, а поясные и плечевые ремни безопасности застегнуты.

Ну и в завершение, чтобы проснувшийся пилот не наворотил чего:

После окончания Процедуры следует период времени для адаптации отдыхавшего пилота, по крайней мере, 10 минут, без выполнения каких либо обязанностей.

Так что, уважаемые пассажиры, можете не верить всем глупостям про спящие экипажи и спать спокойно! Кто как, а я, как пассажир, ночные рейсы люблю - заснул в наборе, проснулся на снижении, красота! А сам переместился за время сна на несколько тысяч километров. Отдыхайте, высыпайтесь, но помните и о тех двоих в пилотской кабине, они там бдят и отчаянно вам завидуют! Это единственное, что должно омрачать ваш сон.