Каждый ребенок может составить цепь питания. Но не каждый увидит в цепочке организмов схему, пояснит значение стрелок и укажет на значение первого звена.
Я работаю в школе 25 лет. Собираюсь уходить, поэтому выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.
Чтобы было понятно, что к чему, здесь я рассказываю, как составлено мое календарно-тематическое планирование, подразумевающее «сплав» основного и практического курсов.
Это второй урок моего курса по программе В.В. Пасечника «Линия жизни». Первый был описан здесь.
Теперь, когда мы познакомились, оформили «Научный дневник» и попробовали обсуждать в группах проблему, пришла пора научиться читать и составлять схемы. Это очень полезное умение, и мотивировать детей не составляет труда. Достаточно спросить их, где и кому в жизни может понадобиться умение разбираться в схемах. Быстро приводят самые разные примеры, от географической карты до инструкции к сборке шкафа или вышивке.
За примером схемы я долго не ходила — на стр. 7 автор приводит цепь питания. Рисунок тусклый, непривлекательный и мелкий — все в «лучших» современных традициях. Цепи питания детям в целом понятны, жизненный опыт позволяет составить их из самых разных организмов.
Цель этого урока я формулирую так: ученик учится читать и составлять биологические схемы на примере цепей питания.
На этом уроке пятиклассников ждет практическая работа, которая выглядит как склеивание аппликации. Дети любят подобные вещи, хотя бы потому что на большинстве уроков либо пишут, либо слушают. Это редкий для них формат работы, поэтому проходит «на ура».
Для урока готовлю раздаточный материал, в комплект которого входят:
- лист А3, на котором группа будет клеить аппликацию;
- клеящий карандаш (покупаю за свой счет на полгода семь штук на семь групп);
- ножницы (у меня есть по 2 пары на каждую группу — насобирала за долгие годы);
- листочек для подкладывания под клей (иначе парты будут грязными);
- набор изображений обитателей тундры, из которых можно строить пищевые цепи.
Почему именно тундры — не спрашивайте. Так получилось. Женский каприз, если угодно.
Начинаем урок с легкого фронтального опроса. Все вопросы выведены на экран и высвечиваются по очереди. Так ученикам легче отвечать, потому что не все могут запомнить вопрос целиком (да, такие времена настали).
Вопросы следующие:
Что мы изучали на предыдущем уроке?
Каковы были аргументы Степы?
Каковы были аргументы Профессора?
К какому выводу мы пришли?
После краткого обсуждения предыдущего урока переходим к новому материалу. Ученикам предлагается такое задание:
- рассмотрите рисунок 2 на стр. 7 (это схема пищевой цепи) и сформулируйте, что мы знаем о цепях питания, а чего мы о них не знаем.
Текст задания выглядит громоздким для пятиклассника. Но на доске он разбит на три блока, поэтому ученики легко понимают, что от них хотят. В новомодных педагогических учениях этот этап урока называют «стадия вызова».
На слайде много пустого места. Оно предназначено для записей, которые сделает учитель, выслушав ответы. Очень полезно фиксировать мысли учеников, возвращаться к ним. А если еще помнить, кто именно что сказал и вворачивать пассажи вроде «как сказала Маша», дети начинают любить предмет еще на «стадии вызова».
Собственно, мы вышли на проблему. В зависимости от конкретных детских высказываний сформулировать ее можно по-разному. Например, «почему животные едят растения, а не наоборот». Или «имеет ли значение, в каком направлении ставить стрелки на схеме пищевой цепи». И еще куча вариантов.
Записываем в «Научный дневник» дату и тему. Я обычно обобщаю все вопросы и формулирую так: «Что на самом деле происходит в пищевых цепях». Желтая точка на слайде пока не задействована. В конце урока она откроет вывод, после того, как ученики попробуют сформулировать его самостоятельно.
Далее строим пищевую цепь из травы, кролика и лисицы. Задание настолько элементарное, что не стоит вызывать ученика — только время тратить на его поход до доски и обратно. Поступаю проще: дети диктуют, а я мгновенно перемещаю изображения на пустое место слайда.
Когда цепь построена, начинаем обсуждать следующие вопросы.
Что получают животные из пищи? (питательные вещества и энергию)
Откуда берут энергию растения? (от Солнца)
Чего не хватает в этой схеме? (изображения Солнца)
Что означают стрелки? (от кого к кому перемещаются питательные вещества и энергия)
Почему стрелки повернуты слева направо, а не наоборот? (см. предыдущий ответ)
Далее каждая группа получает набор для аппликации и составляет любое количество пищевых цепей. Сколько придумают и сколько успеют.
Для этого им нужно вырезать изображения, разложить их на листе А3 в виде цепей питания, приклеить. Добавить стрелки, указывающие, какой вид кем или чем питается. Над одной из стрелок надписать, что она обозначает (перенос питательных веществ и энергии). Инструкция выведена на экран.
Раньше, когда трава была зеленее, ученики были как-то пособраннее и успевали не только склеить всю аппликацию, но и дорисовать тундровый пейзаж вокруг картинок с организмами. Возможно, в мифических «сильных классах» это и сейчас возможно, но у меня таких нет.
А теперь о грустном. В докоронавирусную эпоху я проводила этот урок именно так. Но теперь, когда мы, учителя, ходим по классам, у меня нет физической возможности носить все оборудование по этажам, забегая к себе на полсекунды, чтобы бросить одно и схватить другое.
По этой причине пришлось модернизировать практическую часть урока. Точнее, привести ее в тот вид, в котором она существует в древних методичках.
А именно: берем тетрадь и составляем цепи питания в ней.
На слайде можно видеть оба варианта. Сверху настоящий практический, с инструкцией к аппликации. Снизу «пандемический», индивидуальный, ручкой в тетради.
Этап рефлексии в зависимости от ситуации можно строить по-разному. Если дети не против, можно вывесить готовые работы на магнитной доске и акцентировать внимание на том, какие ВСЕ молодцы. Можно поговорить отдельно с каждой группой, спросить о впечатлении от работы, о трудностях и полученных новых знаниях. В любом случае, ученики уходят с урока с четким представлением, что все пищевые цепи начинаются с растений — поставщиков энергии Солнца (разумеется, в 5 классе речь идет только о цепях выедания).
Не забываем записать в «Научном дневнике» вывод. У меня он заготовлен заранее, но прелесть программы ActiveInspire в том, что она позволяет импровизировать на доске. Родилась другая формулировка — записываем другую.
В целом, пятиклассники неплохо справляются с подобной работой. Редко-редко попадаются совсем уж непонятливые и криворукие, кто за 20 минут может наклеить 1-2 изображения. Но ведь попадаются!
Зато бывают случаи, когда дети, расположив изображения на бумаге, соображают, что сова может поймать не только зайца, но и гуся, а заяц идет в пищу не только сове, но и волку. И тогда получается СЕТЬ питания. Это триумф. Такую работу обязательно демонстрирую всем.
Домашнее задание сегодня по желанию — составить цепи питания для океана, Африки, Австралии, Антарктиды. Интересно составить цепи питания из городских животных (голуби, крысы, кошки), обитателей окрестностей дачи или деревни, где ребенок отдыхал летом. Задание требует сбора дополнительной информации, предполагает творческий подход.
По этой ссылке вы можете скачать полный флипчарт (презентацию) к уроку, выполненный в программе ActiveInspire.
В следующий раз я расскажу, как провожу этот урок в дистанционном формате.
Ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Если уважаемые читатели предложат более яркие и продуктивные идеи, с удовольствием приму! Давайте вместе сделаем биологию самым интересным предметом в школе!
Подписывайтесь на канал. Ставьте лайк. Автор ждет комментариев, советов, продуктивных дискуссий.