Здравствуй, приятель, сегодня мы продолжаем начатый когда-то разговор о новшествах Первой мировой и поведаем о танках (неожиданно). Кратко рассмотрим некоторые модели, их плюсы и минусы.
Что ж, как мы знаем, война на западном фронте в Первую мировую уже с осени первого года забуксовала в окопной грязи и колючей проволоке, в результате чего линия фронта почти не менялась до заключительной кампании 1918 года. Для прорыва фронта все чаще приходилось прибегать к использованию изощрений вроде газа или огнеметов. Так и в битве на реке Сомме, 15 сентября 1916 года, англичане впервые отправили в бой танки Mk I.
Причина создания танка была проста: требовалась вундервафля, которая должна была бить по укрепленным пулеметным точкам и расправляться С ЭТОЙ БЕСКОНЕЧНОЙ КОЛЮЧЕЙ ПРОВОЛОКОЙ. Кхм. Так о, чем это я. Для пущей секретности новую машину обозвали "цистерной" или "резервуаром" (англ. tank). Что получилось, вы знаете. Огромная ромбовидная махина с пушками или пулеметами в боковых спонсонах и узнаваемой ходовой частью на весь борт. "Почему это нечто выглядит как внебрачный ребенок бабушкиного сарая и линкора?" - спросите вы. И я отвечу: потому что первые английские танки создавались морским ведомством. Видимо, англичане еще со времен колониального передела мира решили, что если хочешь добиться в чем-то реальных успехов - поручи это морякам. Даже создание сухопутного броненосца. Ну или просто смеху ради решили посмотреть, что те построят, не знаю.
Mark I являл собой монструозное сооружение в 26 тонн, длинной почти 10 метров и с экипажем из 7 человек. Пушечное (57-мм) или пулеметное вооружение в модных боковых спонсонах позволяло делать "пиу-пиу" и направо, и налево, а ромбовидная форма ходовой помогала танкам преодолевать живописные ландшафты Первой мировой. Правда, преодолевали они их с весьма не впечатляющей скоростью около 2 км/ч (еще медленнее, чем пехота). Особо веселым процесс преодолевания препятствий на "Марке" делал тот факт, что топливо поступало в двигатель самотеком, и стоило махине задрать нос чуть больше нужного - и мотор глох. Пара колес, крепившихся за танком, служила для корректировки курса; еще считалось, что они помогают преодолевать широкие рвы, но ввиду громоздкости и уязвимости от них отказались. На крыше устанавливался двускатный каркас с натянутой сеткой, благодаря которому забрасываемые гранаты скатывались вниз.
Не обошлось без минусов. Броня танка защищала лишь от осколков снарядов, но не спасала от самих снарядов или бронебойных пуль. До кучи, о какой-либо амортизации и нормальной вентиляции морские инженеры забыли (да и зачем она сухопутным крысам?), так что внутри танка творился самый настоящий ад.
Раз уж мы заговорили об условиях работы танкистов, то будет справедливо заметить, что они были мягко говоря некомфортные не только на британских первенцах. Грохочущие двигатели жарили круче любой баньки и не давали экипажам переговариваться - танкисты часто объяснялись жестами, а также нередко задыхались в своих машинах выхлопными газами и бензиновыми испарениями.
Но давайте все-таки о первом боевом применении. Для предстоящей битвы на Сомме у англичан имелись танки Mark I в количестве 49 штук. На исходные позиции выползли 32. В бою поучаствовали 18. Все остальные застряли по пути или сломались. Но тем не менее! Несмотря на все проблемы, англичане смогли продвинуться на 5 км, а потери оказались в 20 раз меньше обычных.
Танки Mk во время ПМВ получили множество модификаций, но кардинально не поменялись. А еще "Марки" с пушками называли самцами, а только с пулеметами - самками. Вот, я все думал, где это лучше написать, но если вдруг ты об этом не знал, то теперь знаешь.
Ладно, достаточно об Mk - давайте хотя бы в двух словах упомянем о других танках Первой Мировой.
Несмотря на то, что англичане держали разработку нового оружия в тайне и даже назвали танки "цистернами" (т.е. - танками), сообразительные немцы догадались, что это вовсе никакие не цистерны, а именно танки. Так, стоп... Тьфу! Ладно, не бери в голову. Короче, немцы посмеялись и забыли, и только сюрприз на Сомме заставил их передумать и заняться созданием собственного броненосца. В итоге родился знаменитый А7V - здоровенный передвижной форт, ощетинившийся в разные стороны пятью пулеметами, а вперед - пушкой. Бронеизбушка на гусеницах с населением в 18 человек вышла на удивление неплохой машиной. Скошенная лобовая броня надежно защищала от осколков снарядов и бронебойных пуль, а пять пулеметов и 57-мм курсовая пушка обеспечивали почти что круговой обстрел. Но дальше начинались одни "но". Во-первых, спереди все еще оставались слепые зоны; во-вторых, A7V мог двигаться только по ровной местности (поди найди ее на западном фронте, ха-ха) и мог легко перевернуться на бок; в-третьих, гусеницы, спрятанные где-то под корпусом, частенько наматывали на себя проволоку и выводили машину из строя.
Первый танковый бой произошел в последний год войны: немецкие A7V без проблем уничтожили вооруженные пулеметами "Марки", после чего англичане спешно поставили пушки на все свои пулеметные танки. Но в целом же, A7V появился слишком поздно, и перевернуть войну уже не мог.
Далее по списку идут весьма посредственные французские танки "Шнейдер" и "Сен-Шамон". "Шнейдер" представлял собой небольшую бронекоробочку, поставленную на шасси обычного трактора. Проходимость у малыша хромала; внутри можно было передвигаться, лишь сильно пригнувшись; пушка была расположена (ни за что не догадаетесь, как) в переднем правом углу, в специальном вырезе корпуса, и могла поворачиваться туда-сюда лишь на 20 градусов; а топливные баки располагались вдоль бортов, и одной бронебойной пули хватало на то, чтобы танчик вспыхнул. Старший брат "Шнейдера", "Сен-Шамон", был не лучше, если не хуже. Почему? Да потому что длина нависающего над гусеницами корпуса составляла почти 8.7 метров, а ходовая часть от все того же несчастного трактора была почти в два раза короче. Посмотрите на фото "Сен-Шамона" и представьте, как ЭТО должно было ездить по перерытому полю.
Но не спешите кидаться в бедных французов помидорами - ведь именно они в конце 1917 года породили машину, определившую весь дальнейший путь развития танков вплоть до сегодняшних дней. Трепещи! И узри его: первый "настоящий" танк, "Рено" FT-17!.. Правда, он милашка? Да-да, именно этот малыш показал миру компоновку танка, ставшую классической: водитель спереди, боевое отделение с орудием во вращающейся башне - посередине, отделенное перегородкой моторное отделение с трансмиссией и ведущим колесом - сзади. Легкий, шустрый, дешевый - честно говоря, я даже не знаю, что про него сказать: это самый простой и понятный танчик, который вы только можете себе представить. А хотя нет, кой-чего интересное скажу: на многих экземплярах переднее, направляющее колесо было деревянным со стальным ободом (для снижения веса и шумности) - и это единственный случай применения дерева в танкостроении. В общем, да: FT-17 стал самым удачным и массовым танком Первой Мировой войны. После войны его стали закупать и копировать все, кому не лень.
После Первой Мировой войны касательно танков в умах конструкторов витало две основные идеи:
1. Танк должен выглядеть так страшно-грозно-величаво, а посему должен быть максимально огромным и иметь столько оружия, сколько на нем только поместится.
2. "Рено" умный. Будь как "Рено".
Иногда эти идеи пытались совмещать и ставить даже на легкие танки по две башни, но новый всемирный конфликт окончательно оставил архаику Первой мировой в прошлом, открыв дорогу танкам классической компоновки FT-17.