Все знают внедорожники ЛуАЗ, которые до сих пор пользуются стабильным спросом у любителей охоты и рыбалки. Эти простые автомобили, унифицированные по узлам и агрегатам с "Запорожцами", отличаются максимально простой конструкцией, малым весом и отличной проходимостью.
Если я попрошу вас вспомнить как выглядит ЛуАЗ, то в голове у вас возникнет образ угловатого внедорожника с тентованной крышей. Ведь да? Это модель 969.
Но знаете ли вы о том, что в начале 80-х на заводе задумались о кардинальном обновлении модельного ряда?
Первый прототип внедорожника нового поколения появился в 1984 году. Он получил название ЛуАЗ-1301.
Фактически, он представлял собой всё тот же ЛуАЗ-969М, только с совершенно новым полностью закрытым кузовом и элементами от "Таврии".
Выглядел он достаточно симпатично и чем-то даже напоминал крохотный японский внедорожник Suzuki Samurai.
Однако руководство профильного министерства решило, что луцкий внедорожник нуждается в более существенных изменениях. И в духе решений того времени объявило конкурс на создание нового внедорожника.
В 1988 году в рамках этого конкурса заводское КБ создало второе поколение внедорожника ЛуАЗ-1301.
Он в целом сохранил общую концепцию, примененную в первом прототипе. В частности, тут снова применили пространственный силовой каркас, на который сверху навешивали пластиковые панели.
В конструкции широко использовали детали от серийных автомобилей того времени. Например, лобовое стекло тут было от ЗАЗ-1102 "Таврия", а светотехника - от разных автомобилей советского производства.
Прототип продемонстрировали на Московском автосалоне в 1994 году. А на изображении ниже вы видите скан из журнала "За рулем" за 1989 год.
Именно таким был прототип ЛуАЗа-1301 в конце 90-х.
Но история необычного внедорожника из Украины на этом не закончилась, хотя развал Советского Союза мог бы с легкостью поставить крест на проекте, как это случилось с множеством других интересных разработок.
ЛуАЗ-1301 получил постоянный полный привод (как на "Ниве") и блокировку межосевого дифференциала.
Интересной особенностью было использование в подвеске пневмобаллонов вместо пружин. Это позволяло изменять дорожный просвет в диапазоне между 200 и 270 мм.
Совершенно очевидно, что такой сложный узел вряд ли добрался бы до массового производства.
Окончательный вариант ЛуАЗа-1301 показали в 2002 году. Он получил немного измененный дизайн, который стал еще более дружелюбным.
Под капотом оказался МеМЗ-245. Таким было требование министерства. Напомню, что этот 1,1-литровый моторчик выдавал 53 л.с. Им впоследствии оснастили модернизированный 969-й, выпускавшийся под индексом 1302.
Серийный выпуск новинки должен был вот-вот начаться. Его запланировали на 2004 год.
Причем вместе с трехдверным внедорожником, задняя часть крыши которого могла сниматься и заменяться тентом, планировалось начать выпуск небольшого пикапа.
Последний, кстати, получил немного удлиненный задний свес и оригинальную упрощенную светотехнику.
Но серийный выпуск так и не начался, ни в 2004, ни в 2005 году. В феврале 2006-го совет директоров корпорации «Богдан», в которую на тот момент входил ЛуАЗ, окончательно отказался от этой затратной идеи, полностью сконцентрировавшись на сборочном производстве различных моделей ВАЗ.
К этому времени завод успел выпустить несколько десятков предсерийных образцов, часть из которых сохранилась до наших дней.
А ведь, согласитесь, классный автомобильчик был бы. Аналог современному Suzuki Jimny.
Я, наверное, купил бы сейчас себе такой. Просто для забавы. Выехать в выходные куда-нибудь на бездорожье. Как вам такая идея?