Всё своё детство я прожил в городе Усть-Каменогорск Восточно-Казахстанской области. Эта область входила до революции в Томскую губернию , город находится между гор и рек, поэтому и получил такое название.
Родился в 1945 году в селе Бухтарма, этой же области. А в 1949 году переехали в Усть-Каменогорск. С детства помню частые землетрясения. Но каждый месяц 25 числа происходило особое землетрясение и до определенного времени так все и думали.
Взрыв и гриб
В августе 1956 года ядерный взрыв, который до этого много раз производился под землёй, вырвался наружу. Я помню увидел сначала красное зарево, а потом "гриб", тогда уже люди понимали, что всё это время были не землетрясения, а что-то другое, более страшное. Информация была настолько засекречена, что нельзя было даже между собой это обсуждать. В моём районе, где я жил, на бараках послетали крыши, сами мы жили в землянке.
Примыкание и УРАН
Самое интересное я узнал уже позже, когда союз развалился. Я был свидетелем всего этого безобразия, потому что в конце 60 г.г. работал водителем. На УМЗ (металлургическом заводе) в 3 км от центра города вырабатывали Уран 236 и 238, для атомных станций и для ядерных боезапасов. Все отходы после этого производства вывозили на Примыкание (один из районов города) на самую высокую точку Усть-Каменогорска (от центра в 6-7 километрах). Естественно, ветром пыль раздувалась и жители города и ближайших деревень дышали этой пылью. Когда выкапывали ямы для захоронения отходов, землю вывозили в город на подсыпку фундаментов для строительства новых районов .Как раз я и вывозил одно время эту землю, поэтому и являюсь свидетелем. Особенно много вывозили в район Стрелки, поэтому он считается самым радиоактивным, хотя и находится в самом живописном месте на слиянии двух рек Иртыша и Ульбы.
Целый год проблема с лёгкими
Моя дочь до сих пор вспоминает:"Лет 5 мне было и я помню до сих пор, выхожу из кухни в зал, смотрю на черно-белый телевизор на длинных ножках, а он качается, так часто это было". По качанию телевизора или смотря в окно и увидев качающийся дом напротив, определяли, что происходит очередное землетрясение. Да, ещё по радио объявляли, наверно, чтобы не пугались.
Обман раскрылся
Прошло время, распался СССР и наконец-то все узнали, что частые землетрясения все эти годы были сосем не землетрясениями, а ядерными испытаниями на семипалатинском полигоне.
Надышались
Одно ушло, пришло другое. После распада СССР пришёл другой мор людей. В 1990 году на очень засекреченном бериллиевом производстве на всё том же УМЗ произошёл взрыв. Утром 12 сентября как ни в чём ни бывало, школьники шли на занятия. Дочь моя училась далеко от дома, нужно было на автобусе проехать 5 остановок. Приехала в школу, а там пусто, никого нет, только охранник машет руками, прогоняет домой. Делать нечего. Пошла на остановку с одноклассницей. Ждали автобус полтора часа. На улицах пусто, никто ничего не знает. Домой пешком дошла, включила радио и услышала нужную информацию:
« Граждане, в связи с аварией на заводе УМЗ просим закрыть форточки, оставаться дома».
Нормально? Уже 4-5 часов в самый пик надышалась дочь на улице, в принципе, как и я сам, и как жена и все люди, а потом только объявляют.
Дышите на здоровье
Позже узнали, что бериллий не выводится из организма, что он молекулярно имеет сцепку, как клещи и вывести его ничем не возможно. Не знаю так это или нет, нам это не разъясняли, только у моей дочери целый год болели легкие, как при пневмонии, участились в городе разные тяжелые болезни. О каких-то компенсациях от правительства речи не было. Сами понимаете начало 90х. Смог над городом- это было обычное дело. Самое счастливое время, когда ветер разгонял кислотно-серые облака над городом, тогда дышать было легче. Завод почти каждый день производил выбросы в атмосферу различных соединений всей таблицы Менделеева. Кислотный смог разъедал слизистую носа и рта. Не знаю как мы жили в этом аду? До сих пор в этом городе живут мои родные, которые привыкли к окружающей среде.
600 рублей за радиацию
В связи с тем, что город относится к зоне испытаний на ядерном семипалатинском полигоне, в середине 90хг.г. предлагали каждому жителю оформить экологическое удостоверение, которое давало льготы на проезд, здравоохранение и на какие-то ещё льготы. Оформить- оформили, но только льгот никаких не дождались. Переехали мы с семьей в Россию и уже через 25 лет после этого решили попробовать воспользоваться льготами.
Казахское удостоверение действует в России, но его необходимо было подтвердить и получить новое, российское, а для этого нам пенсионерам пришлось нанять адвоката, который помог оформить документы. Для того, чтобы подтвердить проживание в Казахстане, мне пришлось поехать в родные места. До 1949 года я проживал в Бухтарме( именно Бухтарма вошла в радиактивный район после испытаний), но архивные данные там не сохранились, поэтому смог получить справку в Усть-Камегногорске о проживании там с 1949 года. Из Барнаула нам прислали подтверждение в институте радиологии, выдали справку, что мы получили радиацию более 5 бэр. На основании этой справки суд признал нас потерпевшими. Решение суда отправили в социальную защиту. Социальная защита отправляет в Москву. В Москве решают и высылают удостоверение, которое позволяет получать 600 рублей в месяц.
Плата за льготу
На адвоката и судебные разбирательства потратили 12000 рублей. Добавка к пенсии, конечно, небольшая. Обещают раз в год иметь возможность лечения в пансионате, но пока мы не смогли воспользоваться этой льготой. В очереди это удостоверение мне помогает, прохожу, как и ветераны войны. Жена стесняется пользоваться удостоверением.
Это всё, что мы смогли получить от последствий испытаний на семипалатинском полигоне в СССР.
Подписывайтесь на канал: https://zen.yandex.ru/id/5f2fdafcd1ab9668ff1b667f