Найти в Дзене
Морская коллекция

Крейсера. Беззащитная эскадра адмирала Монтохо. "Веласко".

Испанской колониальной империи было необходимо много кораблей, по функциям аналогичным британским колониальным шлюпам и французским авизо. Четыре авизо для испанцев уже ранее построили французы, но новые заказы в начале 80-х достались англичанам. Речь шла о постройке двух крейсеров по техзаданию последней, довольно удачной серии "французов".

Британцы, взяв за основу свои стандартные шлюпы, адаптировали их под требования заказчика. Вместо трех орудий главного калибра поставили четыре ( испанцы хотели пять!). В 1881 году на Thames Ironworks & Shipbuilding & Engineering Co. Ltd. в Leamouth , Лондон, заложили для испанцев два малых небронированных крейсера. Остальные , по английским чертежам, должны были быть построены в Испании. В итоге была построена самая большая в испанской истории серия крейсеров, получившая имена в честь знаменитых испанцев.

Два крейсера британской постройки , «Веласко» и «Гравина», уже в 1882 году пополнили испанский королевский флот .

  • Луис де Веласко и Руис де Аларкон (Luis de Velasco y Ruiz de Alarcón, 1511—1564) — испанский дворянин, вице-король Новой Испании.
  • Федери́ко Кáрлос Грави́на ( Federico Carlos Gravina y Nápoli; 12 августа 1756, Палермо — 9 марта 1806, Кадис) — испанский адмирал, участник Трафальгарского сражения.

Шесть построенных впоследствии на испанских верфях по тем же чертежам крейсеров, оказались значительно хуже. Они строились гораздо дольше, последние вошли в строй лишь в 1889 году. Кроме того они показали более низкую скорость, а артиллерийское вооружение на них стало слабее, они несли большее количество орудий меньшего калибра.

Всего испанцы сами построили шесть кораблей («Инфанта Исабель», «Дон Хуан де Аустрия», «Исабель II», «Колон», «Дон Антонио де Улья» и «Конде де Венадито»), названных в честь знаменитых уроженцев Испании, включая королевскую семью. Это оказалась самая массовая серия испанских крейсеров за всю историю.

Христофо́р Колу́мб ( Cristoforo Colombo, Cristóbal Colón, Christophorus Columbus; между 26 августа и 31 октября 1451, Генуэзская республика — 20 мая 1506, Вальядолид, Королевство Кастилия и Леон) — испанский мореплаватель итальянского происхождения, в 1492 году открывший для европейцев Новый Свет (Америку).

Изабе́лла II (10 октября 1830, Мадрид — 9 апреля 1904, Париж) — королева Испании в 1833—1868 годах. Дочь Фердинанда VII и Марии Кристины Неаполитанской. С 1837 года первый конституционный монарх страны.

Инфанта Изабель Испанская ( Мария Изабель Франциска де Асис Кристина Франциска де Паула Доминга ; 20 декабря 1851 - 22 апреля 1931) была старшей дочерью королевы Изабеллы II и ее мужа Франсиско де Асиса, герцога Кадиса . Она была признана в качестве предполагаемого наследника на испанский престол дважды: с 1851 по 1857 и с 1874 по 1880 год и получила титул принцессы Астурийской (титул наследника испанской короны). Была очень популярна и любима в Испании.

Инфанта Изабель
Инфанта Изабель

Антонио де Уллоа-и-де-ла-Торре-Жираль (12 января 1716 - 3 июля 1795) испанский военно-морской офицер, ученый и администратор. В возрасте девятнадцати лет он присоединился к Французской геодезической миссии в стране, которая сейчас является Эквадором .

Дон Хуан Австрийский, Иоанн Австрийский (24 февраля 1547 - 1 октября 1578) был незаконнорожденным сыном императора Священной Римской империи Карла V . Он стал военачальником на службе у своего сводного брата, короля Испании Филиппа II , и наиболее известен как адмирал флота Священного союза в битве при Лепанто .

Хуан Хосе Руис де Аподака-и-Элиза, 1-й граф Венадито (3 февраля 1754 года, Кадис , Испания - 11 января 1835 года, Мадрид , Испания) испанский военно-морской офицер и вице-король Новой Испании с 20 сентября 1816 года по 5 июля 1821, во время Мексиканской войны за независимость .

-3

Рангоутные крейсера 2-го ранга типа "Веласко" представляли собой железные корабли с одной трубой и трехмачтовым парусным вооружением барка. Бронирование отсутствовало.

Но два крейсера британской постройки и шесть крейсеров испанской постройки между собой значительно отличались.

"Британцы" были быстрее, несли четыре 152 мм орудия производства Sir W.G. Armstrong Mitchell & Company (по два на борт), две 76 мм пушки, два пулемета, а также два 356 мм торпедных аппарата.

Испанцы свои шесть крейсеров творчески доработали, совместив британские и французские наработки. Полностью изменили вооружение. Для испанского судостроения это стало серьезным испытанием. После десятилетия революций, без долгого обновления основных фондов, после потери квалифицированных рабочих... корабли строили почти полностью силами отечественной промышленности, с механизмами и артиллерией. Обошлось оно в рекордный долгострой, крейсера заложенные в 1881 году, вступили в строй в 1889. Зато благодаря этому заказу отрасль освоила новые технологии.

Крейсера предназначались для несения службы в разбросанных по планете владениях испанской короны. Несмотря на то, что корабли устарели еще в период строительства, в испанском флоте они играли важную роль при подавлении восстаний в колониях. Хотя реальная боевая ценность секретом не была. В 1890 году в «Записках о составе флота» отмечалось, что «Инфанта Исабель» — отвратительный тип крейсера и хорошо известна вся его непривлекательность для эскадр.

Судьба крейсеров типа "Веласко" соответствовала общей несчастливой судьбе испанского флота в этот период. Из восьми крейсеров два было потеряно в кораблекрушениях, три ушли на дно во время испано-американской войны. Из оставшихся трех лишь один, "Инфанта Изабель", дожил до 1927 года.

-4

-5

-6

-7

Испанские небронированные крейсера Velasco class (также известны как Infanta Isabel class), всего построено 8 единиц: Velasco (1881), Gravina (1881), Infanta Isabel (1888), Don Antonio de Ulloa (1886), Isabel II (1887), Cristobal Colón (1889), Don Juan de Austria (1887), Conde de Venadito (1888).

"Гравина" «Gravina» верфь «Thames Iron Works»& Shipbuilding & Engineering Co. Ltd. Лемут , Лондон, Блэкуолл— спущен на воду в 1881 . Погиб в 1884 году на Филиппинах во время тайфуна.

"Веласко" «Velasco» верфь «Thames Iron Works»& Shipbuilding & Engineering Co. Ltd. Лемут , Лондон, Блэкуолл —заложен 1879. спущен на воду в 1881. потоплен 1.05.1898 в бою при Кавите

"Инфанта Изабель"«Infanta Isabel» верфь ВМФ, Кадис— заложен в 1883, спущен на воду в 1885. Вступил в строй в 1889. Модернизация-1911. Исключена из состава флота в 1927 году.

"Исабель II" «Isabel II» верфь ВМФ, ЭльФерроль— заложен в 1883, спущен на воду 05.1886. Вступил в строй в 1889. Списан в 1907.

"Дон Антонио де Уллоа" «Don Antonio de Uloa» верфь ВМФ, Каррака — заложен в 1883, спущен на воду 23.01.1887.Вступил в строй в 1888-1889.потоплен 1.05.1898 в бою при Кавите

"Дон Хуан де Австрия" «Don Juan de Austria» верфь ВМФ, Картахена — заложен в 1883 , спущен на воду 23.01.1887.Вступил в строй в 1888-1889.потоплен 1.05.1898 в бою при Кавите. Поднят американцами и с 1900-во флоте США

"Кристобаль Колон" «Cristobal Colon» верфь ВМФ, Каррака— заложен в 1883, спущен на воду в 1887. Вступил в строй в 1889. Погиб в кораблекрушении около Кубы. Затонул 29 сентября 1895

"Конде дель Венадито" «Conde del Venadito» верфь ВМФ, Картахена— заложен в 1883, спущен на воду 15.08.1888. Вступил в строй в 1888-1889. Списан в 1905 году.

Водоизмещение стандартное 1152-1170 тонны. Длина 64,01 м. Ширина 9,75 м. Осадка 4,17 м максимум.

Парусное вооружение-барк(площадь парусов 1132 м2).Паровая машина горизонтальная типа «компаунд», 4 цилл. котла, 1500 л.с., 1 винт. Скорость 13-14 узлов(«Cristobal Colon» на испытаниях-15 узлов).Запас топлива 200-220 тонн угля (нормальный). Экипаж 173 человека ( «Infanta Isabel» 194 в 1921 году) .

Вооружение-
«Веласко» и «Гравина» : 4 × 150 мм/26 Armstrong M1881 пушки, 2 × 75-мм пушки(по некоторым данным, вместо 75-мм пушек на них стояли 120-мм или 70 мм /12 пушки «Hontoria» ), 2 × митральезы, 2 × 356-мм торпедных аппарата

Остальные, при постройке- 4 ×120 мм/35 Hontoria M1883 пушки,1 × 66-мм пушка, 4 × 57-мм 6-фунтовые пушки(«Cristobal Colon»-2), 1 × митральеза, 2 × 356-мм торпедные аппараты . На «Don Juan de Austria» 57-мм орудия заменили двумя 70-мм и двумя 42-мм.

По другим данным на крейсерах испанской постройки в противоминной артиллерии 4 револьверных 37мм /17 Hotchkiss и 4 x 1 - 25 мм/40 Nordenfelt .

«Infanta Isabel» в 1911 году- 1 × 66 мм/40 Skoda пушка, 10 × 57 мм/42 Nordenfelt 6-фунтовые пушки

Каюта María_Cristina на "Конде дель Венадито"
Каюта María_Cristina на "Конде дель Венадито"

Conde_de_Venadito_(octubre_de_1892)
Conde_de_Venadito_(octubre_de_1892)

Inauguración_del_Monumento_del_IV_Centenario, памятник в честь 400 летия открытия Америки
Inauguración_del_Monumento_del_IV_Centenario, памятник в честь 400 летия открытия Америки

Этот тип крейсеров не отличался удачливостью. Уже 10 июля 1884 года на Филиппинах, к северу от Лусона, у острова Фуга, во время тайфуна затонул "Гравина". В октябре 1895 года у берегов Кубы та же судьба постигла самый быстрый из этих крейсеров "Кристобаль Колон". 29 сентября 1895 года при патрулировании он сел на мель у Пинар - дель - Рио. А 1 октября подошедший тайфун добил испанский крейсер. К счастью, команда успела эвакуироваться.

"Кристобаль Колон", однако, успел войти в историю испанского флота. Именно его в учебной атаке впервые в Испании удачно атаковала первая испанская подлодка Исаака Пераля во время испытаний в 1890 году.

Кристобаль Колон»
Кристобаль Колон»

Еще три крейсера-«Velasco», «Don Antonio de Uloa» и «Don Juan de Austria» служили на Филиппинах в составе 3-й эскадры.

«Velasco» активно участвовал в борьбе с повстанцами и местными пиратами. С 1885 по 1890 год он дежурил у Каролинских островов, охраняя их от посягательств Германской империи, предъявившей на них претензии.

-12
«Velasco»
«Velasco»

К началу испано-американской войны в апреле 1898 года «Velasco», после долгой службы в колониальном флоте без необходимого техобслуживания, из-за крайней изношенности был разоружен, с него были демонтированы машины. Его корпус находился в бухте за арсеналом Кавите вместе с другими небоеспособными кораблями.

«Don Antonio de Uloa» имел неисправности в машинах и был лишен хода. Испанцы сняли орудия для усиления береговой обороны со стороны корабля, обращенной к городу. Фактически он стал неподвижной плавбатареей.

Американская эскадра коммодора Дьюи подошла к Маниле 30 апреля. 4 современных больших крейсера американцев с 53 орудиями крупного и среднего калибра значительно превосходили филиппинскую эскадру адмирала Монтохо. Формально располагая 12 военными кораблями, он мог рассчитывать лишь на 6 малых крейсеров и 1 канонерку с 31 пушкой среднего калибра. Ради сохранения Манилы от бомбардировок, он выбрал позицию, которая не обеспечивала поддержки самых мощных береговых батарей города.

-14
-15

-16
-17

Ранним утром 1 мая 1898 года корабли Дьюи атаковали испанские корабли. Два часа шел почти безнаказанный расстрел практически безответных испанцев. Два самых крупных корабля Монтохо (флагманский крейсер "Рейна Кристина" и крейсер "Кастилия"(не на ходу, фактически плавбатарея) были выведены из строя).

Неподвижный и с ополовиненной артиллерией «Don Antonio de Uloa» получил тяжелые повреждения. Еще в начале сражения взрывом крупнокалиберного снаряда на нем был убит командир. После полученных повреждений он также в полузатопленном состоянии сел на грунт.

В бою отличился «Don Juan de Austria». Он был ближе всего к американским кораблям и активно отвечал из всех своих четырех 120 мм пушек. Когда деревянная "Кастилия" загорелась, а из-за перебитой якорной цепи ее развернуло к противнику тем боком, с которого уже были сняты орудия, ему удалось снять экипаж горевшего крейсера. С затонувшего у берега флагмана команду сняли канонерка «Маркиз дель Дуэро» и малые крейсера «Исла де Куба» и «Исла де Лусон». В 7-30 Дьюи увел свои корабли позавтракать и проверить остаток боекомплекта.

-18
-19
-20

Около 11-00 американцы вернулись, возобновив "избиение младенцев". Американские крейсера обстреляли остовы двух затопленных и покинутых командами крейсеров. А вот с горевшего и неподвижного «Don Antonio de Uloa», с которого отказалась уйти часть экипажа и над которым по прежнему был поднят испанский флаг, по американцам раздались выстрелы. Крейсера Дьюи добили поврежденный корабль и после нескольких попаданий он взлетел на воздух.

-21

-22

-23

В это время американская канонерка "Петрел" обнаружила за арсеналом Кавите стоянку небоеспособных и разоруженных испанских судов, а также уведенные туда Монтохо сохранившие ход канонерку и три крейсера, в том числе «Don Juan de Austria». При появлении американской канонерки Монтохо приказал экипажам покинуть корабли, открыв кингстоны. Здесь были затоплены «Don Juan de Austria» и не принимавший участие в сражении разоруженный «Velasco».

Испанцы потеряли все корабли и 161 человека убитыми. У американцев-9 раненых.

Wreck_of_Velasco
Wreck_of_Velasco

Unprotected_cruiser_Don_Antonio_de_Ulloa,_Battle_of_Manila_Bay,_1_May_1898
Unprotected_cruiser_Don_Antonio_de_Ulloa,_Battle_of_Manila_Bay,_1_May_1898

Wreck_of_Don_Antonio_de_Ulloa_
Wreck_of_Don_Antonio_de_Ulloa_
Wreck_of_Don_Antonio_de_Ulloa
Wreck_of_Don_Antonio_de_Ulloa

Wreck_of_Don_Juan_de_Austria
Wreck_of_Don_Juan_de_Austria

«Don Juan de Austria» вскоре был поднят американцами. Он был капитально отремонтирован в Гонконге, перевооружен на четыре 102 мм скорострелки американского образца. В 1900 году он вошел в состав американского флота под тем же именем как канонерская лодка. Здесь он участвовал в подавлении боксерского восстания в Китае, потом добивал филиппинских повстанцев, которым пришлось воевать против новых, звездно-полосатых, колонизаторов. В 1904 году отправлен на континент, где был передан морской милиции штата Мичиган. В 1919 году, после списания из флота, продан коммерсантам и до середины 30-х работал обычным пароходом.

«Don Antonio de Uloa» американцы тоже подняли, но восстановление посчитали нецелесообразным.

-29

«Isabel II» испано-американскую войну провоевал в Сан-Хуане (Пуэрто-Рико). Сан-Хуан был осажден с суши и заблокирован американцами с моря. В порту у испанцев был крейсер, две канонерки и эсминец "Террор", находившийся на ремонте.

22 июня 1898 года возле города для постоянной блокады появился американский вспомогательный крейсер "Saint Paul ", бывший трансатлантический лайнер, вооруженный шестью 130 мм, шестью 6 фунтовыми и шестью 3 фунтовыми орудиями при водоизмещении 15150 тонн и скорости 22 узла. Не успел "Saint Paul " занять позиции с утра, как уже к обеду прогнать его вышел испанский крейсер и канонерка при поддержке эсминца. Прикрываясь огнем береговых батарей они попытались обстрелять американца и потопить его торпедой. Но вспомогательный крейсер заставил «Isabel II» вернуться в порт, а эсминец, засыпанный ливнем снарядов, получил минимум одно попадание с серьезными повреждениями и двумя убитыми.

Через несколько дней "Saint Paul " был сменен другим вспомогательным крейсером-USS "Yosemite". В его дежурство в Сан-Хуан попытался прорваться испанский пароход "Antonio López"с важным грузом-продуктами для осажденных и 12 современными пушками. 28 июня прорыватель блокады был обнаружен американским крейсером и попытался на полном ходу проскочить в порт. Но испанцу не повезло, не зная акватории он налетел на рифы. "Yosemite" попытался добить севший на мель пароход, но оказался в досягаемости береговых орудий и вышедших из порта крейсера «Isabel II» и канонерок "Генерал Конча" и "Понсе де Леон" . В итоге испанцам удалось снять и экипаж и почти весь груз, кроме одной утонувшей пушки. Сан-Хуан устоял до заключения перемирия.

Conde_de_Venadito
Conde_de_Venadito
Conde_de_Venadito
Conde_de_Venadito

«Conde del Venadito» отметился участием в праздновании 400-летия открытия Колумбом Нового Света. Крейсер принимал на борту королевскую семью. В 1894 году корабль присоединился к эскадре «обучения и развития» испанского флота у берегов Кубы.

В марте 1895 года крейсер, патрулируя кубинское побережье, пытался задержать американский пароход "Allianca" у мыса Маиси, по подозрению в перевозке оружия кубинским повстанцам. Испанец 20 миль гнался за подозреваемым и даже несколько раз открывал огонь. Этот инцидент оказал значительное влияние на американское общественное мнение.

«Конде де Венадито» и «Инфанта Исабель» благополучно пережили войну в Гаване.

Все три крейсера в 1899 году вернули в Испанию после войны и передачи Пуэрто -Рико и Кубы американцам. В 1900 году «Исабель II» и «Конде де Венадито» исключили из списков флота. Сами же корабли использовали в качестве блокшивов-соответственно при минной школе в Картахене и при Феррольском арсенале.

«Конде де Венадито» вычеркнули из реестра в 1907 году. Впоследствии его корпус был потоплен в 1936 году как мишень во время учений крейсеров. «Isabel II» списали в 1905 году.

 Инфанта Исабель на Колумбовских торжествах в США в 1893 г
Инфанта Исабель на Колумбовских торжествах в США в 1893 г

«Инфанта Исабель»
«Инфанта Исабель»

«Инфанта Исабель» оказался самым стойким в серии. Он принял в 1893 году участие в Колумбовских торжествах в США в честь 400 летия открытия Америки. Войну провел в Гаване. После возвращения в Испанию 3 августа 1900 года на нем взорвался котел, повреждения были серьезные, а после ремонта списывать корабль было бы не по хозяйски. В результате с крейсера сняли орудия главного калибра и торпедные аппараты, а сам корабль переклассифицировали в канонерскую лодку.

В 1911 году канонерку «Инфанта Исабель» еще раз перестроили, кардинально изменив внешний вид и вооружив 66 мм пушкой "Шкода" и десятком 57 мм орудий Норденфельда. В этом виде она выполняла обязанности стационера в Гвинее, Фернандо-По и Рио-Муни. В 1926 году ее исключили из списков флота, а в 1927 году сдали на слом.

«Инфанта Исабель» с 1911
«Инфанта Исабель» с 1911

Жестока была судьба к испанскому флоту. После трех веков побед и открытий, полные поражения "всухую" от вчерашней колонии. Школьник против чемпиона по боксу ...

Обо всем сухо и объективно говорит статистика- из восьми крейсеров испанцы два потеряли еще до войны (25 %!!!!), из оставшихся условную боеспособность показали лишь два крейсера. Остальные либо были изношены в хлам либо имели неполадки.

Разумеется, эти кораблики и не были рассчитаны на противостояние современному флоту. Сугубо колониальные канонерки, гонять туземцев и поддерживать высокое звание "белого человека" на отдаленных территориях.

Нелегкая доля была у адмирала, вынужденного воевать с такой матчастью против Нового флота США. Монтохо, не имея возможности отказаться от боя или воплотить свой план сражения, выбрал наименьшее зло, затопил корабли с минимальными потерями.

систематизированный каталог статей канала-по ссылке:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам