Найти тему
Психолог Борис Фрейдин

Почему мы хотим контролировать наших детей ?

Оглавление

Почему иногда наш тип воспитания детей сводится к постоянному контролю ?

Возможно , мы пытаемся контролировать наших детей, потому что так :

  • наши родители пытались контролировать нас или
  • на глазах у нас контролировали друг друга
  • мы учились такому типу отношений в детстве, у других детей
  • попали под влияние средств массовой информации

Что бы с нами не произошло , к моменту , когда мы сами становимся родителями , мы уже знаем огромное количество вариантов контроля над другими людьми, и уже были в обеих ролях как контролера , так и контролируемого. Думаю , вы понимаете ,что обе эти роли не особо приятные. Тогда почему мы контролируем своих детей ?

Давайте перечислим самые распространённые способы родительского контроля :

  • кричать
  • злиться
  • критиковать , осуждать
  • требовать
  • раздражаться
  • обвинять
  • дуться
  • притворяться больным (больной)
  • драматизировать
  • обманывать
  • утаивать правду
  • заниматься морализацией по каждому поводу
  • читать лекции, давать непрошенные советы
  • жаловаться
  • оправдываться
  • устраивать допрос
  • отрицать
  • игнорировать
  • неодобрительно смотреть
  • тяжело вздыхать
  • демонстративно плакать и так далее...

Наверное вы понимаете , что способов контроля над детьми может быть гораздо больше ,чем здесь перечислено и задача не в том , чтобы перечислить их все. Главный вопрос , на который мы попытаемся ответить в этой статье, звучит так :

Почему мы склонны контролировать своих детей ?

Тип воспитания, основанный на контроле, называется авторитарным. При таком типе воспитания контроль является базовой потребностью родителя. Эта потребность основана на определённых ложных убеждениях. Давайте рассмотрим некоторые из них:

Контролируя своих детей , я могу быть уверена ,что мои дети любят меня, заботятся о том, что для меня важно,и уважают меня.

Мы не можем контролировать чувства других людей и своих детей в том числе. Могут ли ваши дети контролировать то, как вы относитесь к ним : нравятся ли они вам, любите ли вы их, заботитесь о них, уважаете их или отвергаете? Снова - нет ! Мы можем оказывать влияние на их отношение , но всё равно , каждый из них самостоятельно определяет насколько он(она) близок к нам или нет.

Я могу контролировать, какими людьми они станут.

Дети уникальны , у каждого из них есть личность и каждый развивается по-своему. Мы можем влиять на то, как они будут выглядеть, с помощью среды, которую мы создаем, и ролевых взаимоотношений , в которые мы их вовлекаем , но у нас нет реального контроля над тем, кем они захотят быть.

Моя работа как родителя - контролировать своих детей.

Не уверен. На мой взгляд, задача родителя - обеспечить безопасную, любящую среду и создать модель здорового , ответственного поведения, а это возможно только тогда , когда родитель проделал свою внутреннюю работу. Невротический родительский контроль - это либо неуверенность в себе , либо в своих детях.

Если я не буду контролировать своих детей, они выйдут из-под контроля.

Здесь , думаю, перепутаны причина и следствие.

Дети выйдут из-под контроля, если:

👉 Вы вышли из-под контроля и ваше поведение является проблемным.

👉 Вы снисходительны и позволяете детям нарушать свои границы или границы других людей.

Здоровых детей не нужно контролировать, чтобы они вели себя нормально.

Контроль над своими детьми показывает, что я забочусь о них.

Дети чувствуют заботу, когда о них заботятся, а не когда их контролируют. Никто не чувствует себя любимым, когда кто-то пытается его контролировать. Вспомните себя в детстве. Какую заботу вы всегда хотели получать ? Что вы чувствовали , когда получали эту заботу ?

Мои дети со временем оценят то, что я контролирую их.

Практика показывает , что контроль никогда не занимает первое место в рейтинге благодарностей со стороны детей своим родителям.

Контроль над детьми учит их личной ответственности.

Дети узнают о личной ответственности, видя,что вы ответственны по отношению к самим себе. Вы создаёте эту модель , они её перенимают. Если вы проведёте свою внутреннюю работу и станете ответственным перед собой человеком, у ваших детей появится шанс . Дети склонны поступать так же, как и вы, поскольку вы для них пример для подражания ,номер один. Контроль над детьми просто учит их контролировать других, особенно тех, кто младше или слабее их.

Иногда попытка контролировать ребенка приводит к противоположному эффекту: он или она начинает сопротивляться и восставать против контроля. Такой протест носит адаптивный характер. Если дети не бунтуют в детстве, очень вероятно, что они будут бунтовать в подростковом возрасте, когда вы больше не сможете их контролировать.

Бывают случаи, когда для того чтобы ребенок начал себя адекватно вести, необходимы шлепки или крик.

Очень распространённая точка зрения. И весьма ошибочная. Миллионы детей, которых никогда не били и на которых никогда не кричали, вырастают ответственными и успешными взрослыми. Когда вы бьете ребенка или кричите на него, вы демонстрируете, что можно ударить или наорать на кого-то более слабого и беззащитного , чем вы. Не удивляйтесь, если ваши дети научатся этому у вас и перенесут это на младших.

Контролирующие родители: ожидания в отношении детей.

В основе навязчивого родительского контроля лежат определённые родительские ожидания. Отчасти потребность в контроле проистекает из ожиданий, которые вы можете иметь в отношении своих детей. Когда у вас есть ожидания, вы расстраиваетесь, если не оправдываются. Ожидания связаны с тем, что, по вашему мнению, ваши дети будут или должны делать, если они любят вас и заботятся о вас. Часто подобные ожидания возникают из ложных представлений о заботе.

Что вы ожидаете от своих детей?

Насколько эти ожидания эгоистичны ?

"Если бы мои дети действительно любили меня, заботились обо мне или если бы я был действительно важен для них, они бы:

  • Никогда не делали ничего, что меня расстраивает?
  • Всегда соглашались со мной?
  • Одевались бы так, как я хочу?
  • Заставляли бы меня гордиться ими?
  • Всё делали по-моему?
  • Своими поступками и отношением ко мне демонстрировали и доказывали мне свою любовь?
  • Проводили со мной больше времени ?
  • Никогда не обманывали меня и не спорили со мной ?
  • Не делали ничего, что меня смущает?
  • Вызывали бы зависть моих друзей?
  • Были бы теми , кем я хочу, чтобы они были ?... "

👉 Задайте себе эти и подобные вопросы для того чтобы прояснить для себя ваши истинные ожидания от своих детей , а потом просто подумайте: "Возможно ли это получить при помощи контроля?"

Негативные последствия контроля для вашего ребенка .

Авторитарное воспитание и, как следствие, выбор контроля, всегда имеют негативные последствия для детей. К сожалению , далеко не все родители видят эту связь. Не буду отрицать, контроль может работать в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной перспективе он очень травматичен. Вот несколько типичных областей , где чаще всего возникают проблемы :

Сопротивление в быту и повседневной жизни :

  • принятие ванны или душа
  • чистка зубов
  • отход ко сну
  • выполнение домашнего задания
  • успеваемость и посещаемость школы
  • работа по дому, уборка за собой и в своей комнате
  • ложь

Зависимости и протестное поведение :

  • курение
  • алкоголь
  • наркотики
  • не качественное питание
  • опасное вождение транспорта
  • незащищенный секс
  • склонность к асоциальному поведению

Характерологические особенности и эмоциональные трудности.

  • заниженная самооценка
  • депрессия
  • чувствует себя нелюбимым
  • потребность во власти над другими детьми
  • напряжение, тревога, резкие перепады настроения
  • агрессия по отношению к детям младшего возраста
  • безответственность

Негативные последствия контролирующего типа воспитания для самих родителей.

Обычно проявляются в долгосрочной перспективе.

  • опустошенность.
  • обида на своего ребенка.
  • усталость от борьбы за власть.
  • напряжение, тревога или разочарование.
  • низкая самооценка себя, как родителя
  • общение с ребёнком не приносит больше радости
  • потеря контроля
  • чередование гнева и подавленности

А дальше возникает замкнутый круг. Что может дать своим детям родитель , который находится в подобном "сломаном " состоянии ?

Давайте резюмировать.

Воспитание детей - это ко всему прочему и осознанный процесс нашего собственного роста и развития. Осознавая сценарий собственного детства и отношений со своими родителями , мы заботимся о будущем своих детей.

Если мы хотим ,чтобы наши дети были здоровы психически , эмоционально и физически нам надо отказаться навязчивого эгоистического контроля.

Благодарю Вас за внимание.

Если Вам понравилась статья - пожалуйста , ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал .

тел : +7(905) 212 02 88 (what's app)

psychologu@bk.ru

моя группа в ВК

Инстаграм

Виды услуг и стоимость