Я тут на днях выяснила, что два моих любимейших ромкома за последние десять лет снял один режиссер, о котором мне неизвестно ровным счетом ничего, но надеюсь у него, и у меня, как следствие, еще все впереди. Сегодня принято хвалить те ромкомы, которые спустя сто лет начали обращать внимание, что любовь случается не только у представителей золотого миллиарда - восторженные отзывы критиков вызвали, например, «Безумно богатые азиаты» и «Любовь - болезнь», репрезентирующих в жанре малазийцев, китайцев, пакистанцев. На Netflix вообще, кажется, можно найти романтические истории с любой этнической принадлежностью (с удовольствием их исследую). Но фильмы, о которых я заявила, но не назвала в начале - «С любовью, Рози» и «В активном поиске», режиссер - Кристиан Диттер, в этом плане очень старомодны - по центру белые цисгендерные американцы, однако работают они с другой современной повесткой - инфантильностью и новыми концептами отношений у миллениалов, что для меня стало ну не откровением, а точечными ударами в больки. Отмечу, что у обеих картин есть литературные первоисточники (я читала только эпистолярную Рози), но ниже исключительно об экранных версиях не без легких (совсем) спойлеров.
«С любовью, Рози» я смотрела в универе, совершенно не искушенная мировым кинематографом, помню, посоветовала его подруге, которая сама позиционировала себя человеком с максимально скупым набором эмоций, через два часа приходит сообщение: «я утонула в соплях». Ну то есть это правда очень милая история с очаровательными молодыми актерами (Лили Коллинз, которую мы заслужили, а не та, что в Париже), правильным светом и попсовой музыкой, чтобы знать, когда плакать. Девочка и мальчик дружат с детства, проходят самые огненные медные трубы и не решаются признаться себе, а тем более друг другу, что их отношения уже давно трансформировались во что-то большее или хотя бы иное, а жизнь идет - странная, непредсказуемая, с полагающейся разницей между ожиданиями и реальностью. Проблема неспособности разговаривать о своих чувствах объемно исследуется в «Нормальных людях», где буквально выступает силой, разрушающей только что возведенные мосты, причем не один раз; в истории Рози и Алекса (Сэм Клафлин) она не уничтожает, а даже не дает ничего построить. Если раньше истинные чувства люди скрывали за беседами о погоде, то теперь мы вышли на преступно высокий уровень и прячемся за политикой, искусством, социальным устройством, глобальными катастрофами и пр. - пробиться к простому «я действительно хочу быть с тобой сейчас и долго» становится настолько трудно, что даже пробовать не всегда охота. Рецепт, конечно, здесь каждый только сам себе может выписать, я же думаю, что если мы такие умные, то и подход нужно использовать рациональный, с отсылками на господство капитализма, которые все так любят делать: во-первых, не лишним будет напоминать себе о том, что такая поколенческая константа существует, а во-вторых, всегда обращаться к альтернативной стоимости и упущенным возможностям, чтобы с одной стороны понимать, стоит ли оно того, а с другой - стараться точно определять ценность вариантов и предвосхищать слова Марка Твена, про то, что на смертном одре будете жалеть о малом количестве любви.
«В активном поиске» легко принять не за то, что нужно, благодаря российскому названию, в оригинале фильм значится «How to Be Single» - т.е. это фактическое руководству по тому, как быть одной, а не как гоняться за мнимой половинкой; можно было сподобиться статусам во ВКонтакте и использовать «В активном поиске себя», что гораздо точнее характеризует фильм. С русским языком еще есть загвоздочка: понятие single переводится, как одинокий, но означает скорее не статус, а концепт, причем без страдальческих и неполноценных коннотаций, которые нам присущи. Single здесь и в прогрессивном обществе - это про цельность и самоопределенность, чему герои ромкома и учатся. Их много, они не обязательно связаны между собой, как персонажи «Реальной любви», каждый проходит свой путь и демонстрирует разные варианты и стадии принятия собственного положения. Есть Элис (прекрасная Дакота Джонсон) - центральная фигура, которая решает взять перерыв в отношениях с парнем и поисследовать, а чего ей на самом деле хочется; есть ее сестра (Лесли Манн), которая уже относительно взрослая, но личная жизнь не сложилась, и она решает завести ребенка; есть наиболее подходящая к русскому названию - Люси (заново влюбиться в Элисон Бри), которая берет поиск партнера за рога, придумывает алгоритмы и, естественно, дела у всех идут не по плану, но коррективы - главные помощники в работе над собой. Быть синглами учатся и второстепенные герои, вроде бармена Тома (Андерс Холм), нарочно ограждающим себя от отношений больше, чем на одну ночь, и вдовец Дэвид (Дэймон Уайанс мл.), готовый весело затусить, но не отпустить травму потери жены и неспособность поговорить об этом с оставшейся дочкой и вообще кем бы то ни было. Обилие действующих лиц подкреплено умопомрачительным кастом, где каждый второй комедиант со стажем, что придает фильму особенную наблюдательность и остроумную подчеркнутость и в словах, и в поведении. Но все же это простая жанровая вещь с песнями Тейлор Свифт или нетленной «Can't Take My Eyes Off You», ее хорошо смотреть не с парнем, а с подругами или в моментном отсутствии обоих компонентов. И сто процентов здесь одна из лучших ромкомосвких концовок всех времен.
Оба фильма настолько умеренные и оттого безопасные по смысловому и визуальному содержанию, что смотреть их сегодня равно закутаться в приятный клетчатый плед и кушать быстрозавариваемую лапшу - не по нужде, а по редкому собственному желанию - и как бонус поймать мгновение настоящести после финальных титров. Здесь нет умопомрачительных нарядов (но луки Дакоты я скринила и сохраняла), секс больше нелепый, чем красивый или хотя бы нормальный, трагедии - это то, что можно пережить, а стереотипы насчет отношений, если встречаются, то органично обыгрываются, как в хорошем стендапе. Словом, я бы хотела, чтобы открытый режиссер еще что-нибудь сделал для любимого жанра.