Подписывайтесь на наш канал и делитесь публикацией в соцсетях!
В основу сценария «Безымянной звезды» легла одноимённая пьеса румынского писателя Михаила Себастьяна. На момент съёмок фильма пьеса в постановке Георгия Товстоногова с успехом шла на сцене ленинградского БДТ. Режиссёр Михаил Козаков впервые услышал о пьесе из уст актрисы Нины Ольхиной, игравшей в товстоноговском спектакле роль Моны. Козаков был очарован пьесой и сразу задумался о телевизионной адаптации...
Читайте также: Совсем другое кино: кто мог сыграть в фильме «Москва слезам не верит» вместо Алентовой, Баталова и Муравьёвой?
Сценарий «Безымянной звезды» был представлен киноначальству ещё в 1970 году. Но Сергей Лапин, недавно назначенный председателем Комитета по телерадиовещанию, проект отклонил — в тексте он увидел намёки на советскую действительность. Козаков не сдавался и продолжал подавать заявки в Гостелерадио на протяжении семи лет. Лишь в 1977 году картину наконец запустили в производство на «Ленфильме».
На роль учителя астрономии Марина Мирою режиссёр с самого начала планировал пригласить Олега Даля, но за долгие годы, что прошли с момента написания сценария, их взгляды на фильм разошлись. Даль хотел снимать картину в депрессивном стиле Кафки, что не устраивало Козакова. Тогда на съёмки пригласили 43-летнего Сергея Юрского, однако против его кандидатуры резко выступили в Гостелерадио. В результате в картину утвердили актёра Театра Маяковского Игоря Костолевского, который давно мечтал об этой роли.
Пробы на роль столичной гостьи Моны проходила Марина Неёлова. Однако Михаил Козаков почти сразу отдал предпочтение красавице Анастасии Вертинской, с которой был знаком ещё по работе над «Человеком-амфибией». По воспоминаниям Михаила Светина, на съёмках «Безымянной звезды» между режиссёром и актрисой начался настоящий роман, поэтому их дуэт в кадре получился таким страстным и эмоциональным.
В образе друга Моны Грига режиссёр видел Леонида Филатова. Однако главный оператор картины Георгий Рерберг наотрез отказался снимать актёра из-за «некинематографического лица» (кстати во время съёмок режиссёр и оператор рассорились, и Рерберг даже запретил указывать своё имя в титрах). Тогда на его место взяли Родиона Нахапетова, но в самый разгар репетиций тот вдруг понял, что образ ему совершенно не подходит, и отказался от съёмок.
В результате Грига пришлось играть самому Михаилу Козакову, который в то время был актёром Театра на Малой Бронной. Руководитель театра — легендарный режиссёр Анатолий Эфрос, увидев «Безымянную звезду», воскликнул: «Почему Козаков сыграл в своей картине лучше, чем он играет в моих спектаклях?».
На роль мадемуазель Куку режиссёр сразу утвердил Светлану Крючкову. Они были хорошо знакомы, а кроме того их роднила общая страсть к поэзии. В общежитии БДТ они часто читали друг другу любимые строки.
Учителем музыки господином Удрей должен был стать Зиновий Гердт, но не смог сниматься из-за болезни. Своего друга Григория Лямпе режиссёр срочно утвердил без проб, когда уже вовсю шли съёмки.