С развитием технологий стать жертвой мошенника можно не только на улице, но и по телефону. И вроде бы украсть деньги с банковской карточки сложнее, чем вытащить из кошелька, но, тем не менее, мошенники осваивают новые технологии и уже научились подбирать ключи даже к банковским картам. Как уберечь себя и своих близких от мошенников сегодня поговорим с Тамиром Монгушем, с заместителем Управляющего Отделением – Национальным банком по Республике Тыва Банка России.
– В стране наблюдается всплеск мошенничества в период борьбы с распространением коронавируса. В Интернете предлагают даже купить вакцину от коронавируса. Нужна только банковская карта. Расскажите, пожалуйста, Тамир Викторович, как не попасться на уловки лжесотрудников банков?
− Действительно, довольно часто мошенники пользуются стихийными бедствиями, техногенными катастрофами и эпидемиями. Их цель украсть деньги с карты, получить доступ к персональным данным, сообщениям и банковским приложениям человека.
Для этого они призывают людей жертвовать деньгами пострадавшим и маскируются под официальные организации.
Легенды могут быть самыми разными. В случае с коронавирусом махинаторы могут предлагать купить медицинские маски, супердезинфицирующее средство, лекарства, вакцину и даже амулеты, которые защищают от любых болезней. Всё, конечно, по очень выгодной цене.
В некоторых случаях мошенники просто направляют письмо или сообщение, в которых дают ссылку на рекомендации, как защититься от коронавируса, от имени авторитетных организаций. Вместо рекомендаций по борьбе с коронавирусом человека, скорее всего, ждет вредоносная программа. Она проникнет в телефон, планшет или компьютер и получит доступ к конфиденциальным данным — например, к паролю от онлайн-банка.
Махинаторы создают специальные фишинговые сайты, которые собирают личные данные и платежные реквизиты пользователей. Причем человек сам заполняет анкеты. Обычно такие сайты очень похожи на официальные страницы финансовых организаций, госорганов и т.д.
Если вам предлагают внести пожертвование на счет какой-либо известной организации, необходимо зайти на ее официальный сайт, позвонить и убедиться, что она действительно проводит сбор денег. На сайте должны быть указаны реквизиты организации или ссылки на страницы, где деньги можно перевести безопасным способом.
Чтобы не попасться на уловки преступников, необходимо соблюдать простые правила:
Не переходите по ссылкам из писем незнакомых отправителей.
Проверяйте адресную строку сайта — часто фишинговые сайты-клоны отличаются от официальных всего одной-двумя буквами.
Используйте отдельную карту для онлайн-платежей и кладите на нее нужную сумму непосредственно перед покупкой.
Установите на все свои устройства лицензионный антивирус и регулярно обновляйте его. Хороший антивирусный пакет включает защиту от спама и фишинговых писем. Он сам распознает подозрительных адресатов.
Добавлю, что в Интернете встречаются лжебанки, лжемикрофинансовые организации. Обманщики гарантируют более выгодные условия, чем в остальных банках и микрофинансовых организациях, более быстрое и комфортное обслуживание. Обзванивают потенциальных клиентов с предложениями взять кредит по сниженной ставке. Как правило, находят жертв через так называемые «онлайн-сервисы по подбору кредита», на которых потребитель сам заполняет заявки на кредит и оставляет свою информацию.
Опасность таких мошеннических схем в том, что злоумышленники выманивают деньги за свои услуги: оплата комиссии за перевод денег, так как кредит якобы одобрен, но нет представительства банка в регионе проживания заемщика, оплата за оформление страховки кредита, причем после ее оплаты может позвонить другой представитель лжебанка и просит перевести еще деньги под разными предлогами – уплата налога, доставка кредитки, договора кредитования. После перевода заемщикам всех средств – злоумышленники просто перестают выходить на связь.
– В последнее время участились случаи и телефонных мошенничеств. Тамир Викторович, как распознать мошенников по телефону?
– Главная цель мошенника – выманить секретную информацию с помощью различных психологических уловок. Сегодня это самый распространенный способ обмана.
Любой, кто интересуется вашими данными, должен вызывать подозрение.
Например, мошенники звонят, представляются сотрудниками банка и требуют/просят сообщить им те или иные данные, чтобы остановить «подозрительную операцию», что-то уточнить, проверить и т.д. Они обращаются к человеку по имени и отчеству, могут назвать дату рождения и фамилию — эту информацию мошенники берут из открытых источников, например, социальных сетей. Злоумышленники могут даже подделать официальные номера банков. При таком подозрительном звонке необходимо положить трубку, самостоятельно набрать номер своего банка и уточнить у сотрудников обстоятельства. Ни в коем случае не делайте обратного звонка, так вы снова можете попасть к мошенникам. Напомню, что официальный номер банка всегда есть на обратной стороне банковской карты, он должен быть и в телефонной книжке.
Один из самых старых, но все еще действенных способов выманить деньги – это звонок с просьбой о помощи от близкого человека
Задача – вывести вас из привычного состояния, снизить бдительность и побудить совершить перевод. Это второй признак. Вами пытаются манипулировать. Если вы получили тревожное смс-сообщение или звонок от родственника, который сообщает, что попал в беду, и ему срочно нужны деньги, то не спешите тут же переводить их. Перезвоните родственнику. Удостоверьтесь, что это именно он вам звонит или пишет, а не мошенники.
- Пользуются ли мошенники именем Банка России?
- Да, мошенники часто представляются по телефону сотрудниками госструктур: Банка России, прокуратуры, судов, Министерства здравоохранения, финансов и так далее. Они сообщают, что вам положена какая-либо компенсация. И если для ее получения вас просят оплатить что-то (подоходный налог, налог на прибыль, банковский сбор, госпошлину), то знайте, что это мошенники. Таким образом они пытаются выманить у вас деньги или похитить данные вашей карты. Помните, Банк России присылает СМС и e-mail только в ответ на ваше обращение через Интернет-приемную.
Любые сообщения требующие введения ПИН-кода от карты, подтверждения операций, предоставления личных данных и других сведений, следует расценивать как попытку мошенничества.
Если вы поменяли номер мобильного телефона, обязательно уведомите об этом свой банк. Мошенники с помощью старого номера могут получить доступ к вашему банковскому приложению.
- Какие правила нужно всегда соблюдать, чтобы не остаться без денег?
- Первое, что вы должны запомнить, – это никогда никому не сообщайте данные своей карты. Чтобы отправить деньги на карту, достаточно знать лишь ее номер или номер вашего телефона, если вы пользуетесь смс-банкингом. CVV-код на обороте вашей карты, срок ее действия, ваши паспортные данные, код в смс-сообщении для подтверждения оплаты у вас могут запросить только мошенники. Ни один банк или госорган просить сообщить эти данные не будет.
Второе − подключите смс-оповещение, чтобы отследить операции, которые вы не совершали. Так вы сможете оперативно отреагировать на действия мошенников — а время в этом случае очень важно.
Не храните крупные суммы денег на карте, которую вы носите с собой и используете для повседневных трат. Для этого лучше использовать отдельную карту.
Расскажите пожилым родственникам об уловках мошенников — именно они чаще всего становятся мишенью злоумышленников. В этом вам поможет сайте fincult.info.
Что делать, если вы все-таки человек столкнулся с мошенничеством?
− Если вы поняли, что с вами общается мошенник, то немедленно прекратите разговор. Если в результате мошенничества с вашей банковской карты уже списали деньги, то незамедлительно три действия:
Первое: Как можно скорее позвоните в банк (номер есть на обороте карты), сообщите о мошеннической операции и заблокируйте карту.
Второе: Обратитесь в отделение банка и напишите заявление о несогласии с операцией. Это нужно сделать в течение суток после списания денег. Сохраните экземпляр заявления с отметкой банка о приеме.
И третье: Обратитесь в правоохранительные органы с заявлением о хищении.
Банк рассмотрит заявление в течение 30 дней. Если операция была международной — в течение 60 дней.
Получив ваше заявление, банк проведет служебное расследование и решит вопрос о возмещении ущерба. Если вы соблюдали меры безопасности, то есть не раскрыли срок действия карты, трехзначный CVV-код, пин-код или пароль из СМС, который нужен для подтверждения платежа или перевода, и обратились в банк не позже, чем через сутки после списания денег, то можете рассчитывать на возмещение. Однако если вы сами сообщили злоумышленникам данные банковской карты, к сожалению, банк не вернет вам денег. Тем не менее, напомню, что всегда необходимо обращаться с заявлением в правоохранительные органы.
А. Санина