Продолжаем разговор о корпоративном обучении. Во-первых, потому что это на самом деле актуально, о чем говорят данные РБК, во-вторых, знания — один из четырех витальных ресурсов, формирующих индекс «человеческого ресурса», так что да, RHR интересно, как компании открывают доступ к знаниям своим сотрудникам и что из этого получается в реальности.
Рынок предоставляет несколько возможностей получать необходимые знания:
- Выбрать систему бизнес-образования, так называемый блок EdTech
- Остановить выбор на корпоративном образовании, учиться в Корпоративном Университете
Люди, работающие в крупных корпорациях, предпочитают второй способ.
Во-первых, это чаще всего или всегда (насколько мы знаем) бесплатно.
Во-вторых, это способ продемонстрировать компании свою вовлеченность, стремление расти, а также лояльность.
В-третьих, в лучших своих проявлениях, корпоративный университет решает краткосрочные, целевые задачи, актуальные в зоне ближайшего развития. На примере того же исследования РБК, мы видим, что наиболее востребованными в нашей ситуации стали курсы по развитию так называемых soft skills (самоменеджмент, навыки дистанционной коммуникации и т.п.). Далее идут курсы, направленные на овладение цифровыми инструментами — проведение вебинаров, онлайн-конференций и дистанционной работе в проекте.
Это любопытное наблюдение говорит о том, что люди в компаниях, как правило, очень хорошо осознают и ценят именно карьерные возможности обучения в корпоративном университете, а не образовательные в чистом виде.
Не смотря на ощущение, что корпоративные университеты представляют собой что-то принципиально инновационное, присущее исключительно современности, это не так.
Первые корпоративные университеты появились в середине 20 века и были призваны выполнять те же функции, что и сегодня, а именно: обучать сотрудников в соответствии с видением компании и целями бизнеса.
Самые первые корпоративные университеты:
- Университет Дженерал Электрик — 1950-е
- Университет Макдоналдс — 1961 год
- Дисней-Университет — 1970-е
- Университет Моторолы — 70-е
Нельзя сказать, что у нас в Отечестве не было своих «корпоративных университетов» — спросите у своих родителей, и они расскажут вам, как их родители ездили «на учебу» или «на курсы повышения квалификации» по профсоюзной линии.
Преподаватели курсов набирались, как правило, из отраслевых вузов или из вузов- «смежников», в зависимости от образовательных целей, так что системы и у нас, и у «них» работали, что называется, по одной системе, только «методички» были разные.
Несмотря на развитие онлайн-образования, темпы изменений технологий и появление агрегаторов цифрового обучения, которые, казалось бы, могли поставить под вопрос эффективность традиционной модели корпоративного университета, мы видим, что и в мире, и у нас корпоративные университеты процветают.
В основном, благодаря той же цифровизации — компании отлично понимают возможности КУ в сохранении корпоративной культуры и лояльности сотрудников. А на сегодняшний день идентичность и успех корпорации формируют именно эти составляющие: уникальная эффективная культура + человеческий капитал.
- Современный корпоративный университет вышел за рамки обучения и образования, сегодня это платформа достижения актуальных результатов для компании.
Попытка «стерилизовать» корпоративное обучение, избавить его от корпоративной культуры не прижилась.
Например, образовательная платформа Qampus от Qiwi, которая планировалась как самостоятельный образовательный хаб, действующий на принципах саморегулирования, общего доступа к обновлению содержательной базы знаний по инициативе пользователей не прошла проверку временем и на рынке проект не прижился.
Хотя, в целом, цифровые образовательные агрегаторы демонстрируют бурный рост.
Дина Каракаш, инвестиционный менеджер ФРИИ, отмечает, что EdTech — это широкая область, которая включает направления от онлайн-курсов творческих специальностей до приложений геймификации и нейродевайсов.
Что касается геймификации, то это тоже растущая тенденция, способная стать «большим трендом»: уже сегодня EdTech превращается в некий интертейнмент с элементами видеоигр, балльной системы, и это также относится и к офлайн-обучению в топ-университетах мира.
К этому моменту мы уже вполне осознали главную тему корпоративного образования:
- Корпоративные университеты — ДА, если вы стремитесь поддерживать культуру и решать корпоративные задачи
- EdTech — ДА, если вы стремитесь развивать инновативность, создавать новые решения и продукты.
Возьмем примеры корпораций, символизирующие инновации, победивший диджитал, технологичность и вот это все. Ну, так и есть, вы правильно догадались. Компания "Фейсбук" развивает платформу ресурсов, вместо того, чтобы передавать «культурный код» и корпоративные заветы своим сотрудникам, компания заботится о росте индекса их ресурсного состояния. Платформа сотрудничает с образовательными центрами крупнейших учебных заведений, каждый сотрудник анализирует самостоятельно, какой ресурс ему необходимо пополнить: матчасть поучить или кративности добавить, а то и эмоциональный интеллект подтянуть. Транспарентность и возможности в чистом виде.
По мнению Алексея Малеева, проректора по международным программам и цифровым инновациям МФТИ, высказанному в обзоре на РБК, у студентов технических специальностей большое преимущество перед другими сверстниками: они имеют доступ к мощному сообществу единомышленников. "Помимо непосредственного вклада вузов, обучаться, делиться знаниями и черпать практический опыт они могут через соревновательные платформы, такие как Codeforces, или образовательные проекты вроде Moscow Workshops", - отмечает Алексей.
Еще один формат практического образования — это хакатоны. Участвуя в них, студенты и молодые специалисты совершенствуют навыки, находят инвесторов для собственных проектов. Сегодня, практически, каждая телеком и cyber компания проводит свои собственные хакатоны для выпускников IT факультетов российских вузов, привлекая лучших под свои флаги.
Так что хороший корпоративный университет знает, как правильно определять проблемы, чем отвечать на вызовы и находить решения и реагировать на меняющуюся среду бизнеса, в котором он работает, как формировать способ мыслить и действовать, как создавать корпоративную экосистему.
Больше интересных статей - https://t.me/rhrbyslon