Указанное направление по сути своей не является глубинкой, просто оно довольно далеко от Челябинска, отсюда и столь поверхностный стиль осмотра местных достопримечательностей. Двигаемся по Югу Челябинской области в направлении с.Чесма - с.Боровое, обрашаем внимание на все необычное или примечательное у дороги.
Поселок Редутово (Чесменский район).
Как известно, оренбургское казачество в этих местах было представлено 32-мя поселениями в составе Новолинейного района, которые заселялись в 1842-43 г.г. В последствии эти поселки переименовали в честь военных побед Российской империи - Париж, Варна, Чесма и т.д. Неудивительно встретить в этом районе село Редутово, которое хоть и не входило в состав 32-х поселений, но по топониму очень даже звучит на военный манер, мало того если заглянуть в Викимапию - то там черным по белому написано:
" ...В прошлом казачье поселение, основанное в середине ХIХ в. Название дано в память о сражении на Шевардинском редуте (у деревни Шевардино, ныне Можайский район Московской области) во время Отечественной войны 1812 г., где 5 сентября, накануне Бородинского сражения, произошел крупный бой между русскими и французскими войсками. Оборона редута позволила выиграть время для завершения оборонительных работ на основных позициях".
На картах 1946 года поселок назывался Редутовским, рядом расположен поселок Бородиновка:
"Основан в 1843 г. как военное поселение — пост № 26 Оренбургского казачьего войска в Новолинейном районе. Название дано в память о знаменитом Бородинском сражении 7 сентября 1812 г.".
Вот только издалека видный минарет как-то не вписывается в версию казачьего поселения, да и село по виду явно татарского вида. Надпись на минарете гласит:
"Мечеть построена по милости Всевышнего Аллаха в память о выдающемся человеке Шейхе Ахмад Хаджи бин Габдуззахир бин Габдулкарим бин Рахманкули ан-Накшбанди (07.02.1837 - 10.09.1922). Начло строительства: 2010г. Завершение строительства: 2019 г."
Интриги добавляют две местные исторические достопримечательности - Аргын-Зират и Аулие-Таш.
Аргын-Зират - это старинное кладбище Аргынского рода Кырык-мылтык относящегося к Среднему Жузу. Кладбище заброшено еще в начале XX века и содержит 4 захоронения с памятниками с арабографической эпитафикой на тюрки и 13 захоронений с кулпытасами с родовыми тамгами. Тамга - это родовой знак казахов, до возникновения письменности знак наносили на могильную плиту.
Аулие-Таш - это сакральное место, которое по словам местных жителей содействует исполнению желаний.
Могильные плиты начала XX века с местного кладбища и вовсе указывают на Рядуд (Рядут) аул. Как можно понять, если казаки и основали Редутово, то они здесь не основное население.
Попасть на вышеперечисленные объекты в виду беглого осмотра - не удалось, а из других достопримечательностей удалось встретить то ли недоделанный памятник, то ли наоборот уже разрушенный, но за громадными размерами явно прослеживается монументализм.
Поселок Новониколаевка (Карталинский район)
По данным Википедии: "Основан в 1903 году переселенцами из Гирьяльской станицы Орского уезда" . На въезде в село стоит поклонный крест, собственно коих немало стоит вдоль дороги в этом направлении, однако это объект христианства притягивает взор. В целом - обычный крест из железа и памятной табличкой, но в нем просматривается элемент неоднозначного творческого стиля - "Дорого, богато". Скорее всего крест изготавливали не профессионалы, а местные жители с навыками владения сварочным аппаратом - именно поэтому крест вдвойне интересен, так как содержит в себе именно народное творчество, которому характерна основательность и качество, а дизайн занимает самое последнее место в списке приоритетов.
Сей феноменальный крест, может служить образчиком отношения сельских жителей к поставленным задачам: надо - сделаем, хоть вдвоем - но сделаем.
Карталы.
Карталы проезжаются по объездной, максимум, что можно увидеть - поклонные кресты, коих два, но чтобы сфотографировать второй поклонный крест придется сильно постараться - я не смог.
Все, что могу сказать про Карталы - это только знаменитую пословицу "На Урале три беды - Варна, Бреды, Карталы". На въезде в город, с двух направлений установлены поклонные кресты, к слову, - весьма красивые и установленные весьма основательно.
Село Елизаветопольское (Карталинский район)
Само село находится далеко от дороги, но начиная от него, в сторону села Боровое справа от дороги, прямо в степи, наблюдаются выходы белой каменной породы - по виду мрамора. Именно у села Елизаветопольское есть хороший съезд в поля и можно подъехать прямо к каменным полянам и рассмотреть их вблизи.
Судя по большому количеству таких каменных полян вдоль дороги - неглубоко под землей находятся залежи мрамора(?). Встречающиеся небольшие карьеры косвенно говорят, что добыча камня здесь производится и его здесь много.
Новогеоргиевский (Брединский район)
На перекрестке в поселок Новогеоргиевский и село Боровое стоит поклонный крест, к какому населенному пункту он относится - неясно, если рассуждать логически - то к Боровому (там церковь стоит), если географически - то к Новогеоргиевскому (стоит на перекрестке ближе к поселку Новогеоргиевский).
Крест довольно скромный, учитывая размах и богатство ранее встреченных поклонных крестов, при этом надо учитывать, что рядом стоит полностью брошенное село Башкирово, что косвенно говорит не о процветании региона.
Село Боровое (Брединский район)
Въезд в село обозначен массивной аркой, что косвенно говорит - в недалеком прошлом село процветало. На удивление, надпись с. Боровое выполнено по все канонам деревенского дизайна - лишь бы было, ни о каком дизайне или центрировании надписи не может быть и речи. К слову, в Челябинской области аж четыре населенных пункта с топонимом Боровой.
Не смотря на элементы разрухи, характерные для села или деревни, наблюдается новые культурные объекты, например аллея украшена модными листами профнастила а-ля Челябинск, которые прячут разруху от лишних глаз.
Само село классический челябинский населенный пункт, с характерными постройками на двух хозяев.
Как известно село отличается от деревни наличием церкви, село Боровое не исключение, прямо на въезде в село стоит маленькая аккуратная церковь. Архитектурный стиль не знаю какой, но классический элемент любой церкви, алтарь - извне не просматривается, скорее всего он обозначен только внутренним интереьером.
То что село живое, явным образом указывает неразобранные на металлолом производственные здания в весьма приличном состоянии.
В селе есть детский садик - по виду, этакая страна сказочных декораций, сразу видно, что родители и воспитатели относятся к детям с творческим подходом.
Несмотря на наличие школы и детского садика, элемент разрухи в селе все таки присутствует, рядом с аккуратной аллей и ухоженной школы можно увидеть брошенные дома и закрытые магазины.