Найти тему
IPLogos

Имеет ли IKEA Право на Йогу?

Фото Ikea Australia
Фото Ikea Australia

Нидерландский мебельный гигант IKEA на днях вызвал бурную реакцию в социальных сетях среди индийского сообщества. Причина - рекламная кампания товаров для дома под названием "IKEA product pose Yoga" в Австралии. В рекламном видео перед зрителями предстала одетая в белую фитнес-форму инструктор, которая выполняла асаны, а голос за кадром комментировал правильное выполнение йога-поз и призывал зрителей следовать за Евой, которая покажет товары IKEA в виде асан из йоги.

Фото Ikea Australia
Фото Ikea Australia

В рекламе модель принимает 15 йога-асан, каждая из которых ассоциируются с конкретным товаром IKEA, в конце ролика модель садится в позу уважения Намасте, соединяя ладони перед собой. Больше всего обсуждений вызвала асана, с которой сравнивают коктейльный бокал для Мартини.

В итоге, индусы обвинили IKEA Australia в искажении и упрощении древнего и серьезного учения, одной из школ философии в Индии - йоги.

P.S Плюс ко всему возникает вопрос об использовании известного во всем мире товарного знака Martini в подобных рекламных компаниях, поскольку этого не только нарушение исключительных прав компании Bacardi, но и превращение товарного знака в обозначение, указывающее на вид товара, то есть потребители перестают ассоциировать Martini с названием вермута, а считают мартини видом товара (например, как молоко), что ведет к однозначной потере товарного знака... Знаю точно, что компания Bacardi крайне отрицательно относится к подобному использованию знака Martini, но это уже предмет другого обсуждения...

Фото Ikea Australia
Фото Ikea Australia

Подобную рекламную компанию индусы посчитали использованием культуры и традиций Индии в коммерческих целях, что безусловно оскорбляет чувства всех последователей учения йоги о совершенствовании духа. От IKEA Australia потребовали убрать данный ролик и принести извинения.

Фото Ikea Australia
Фото Ikea Australia

Вопросы культурной апроприации звучат все чаще, но современная система охраны интеллектуальной собственности не способна разрешать конфликты, в которых затрагивается культура, культурное наследие, древние традиции и знания. С одной стороны, индуизм - одна из самых древних религий, приверженцами которой являются более одного миллиарда человек в мире, в соотвествии с которой йога - это путь к соединению с Богом, способ трансформации духовного состояния, очищения и освобождения. С другой стороны - западный подход к йоге, который превратил ее в модную гимнастику и многомиллионную индустрию. С одной стороны, неработающее авторское право в отношении форм выражения культурного наследия, и факт, что йога принадлежит сегодня всем, но, с другой стороны, использование культуры индусов в искаженном виде с целью получения прибыли, что является оскорбительным для приверженцев индуизма.

Кстати, IKEA Australia уже принесла свои извинения и сняла с показов данный ролик. К сожалению, сегодня подобные вопросы разрешаются не с помощью права, а путем скандалов в социальных сетях.