На протяжении последних лет профессия педагога выглядит все менее престижной в глазах общества. Давайте попробуем разобраться в причинах этого явления совместно с Полетт Дельгадо, обозревателем сайта Observatory, специализирующегося на прогнозировании процессов в образовании. Автор анализирует в основном страны Латинской Америки, но, как это ни парадоксально, все ее выводы полностью соответствуют и российским реалиям. Можно смело заменять словосочетание «Латинская Америка» на «Россия», и мы получим картину происходящего у нас.
В 2018 году Межамериканский банк развития издал книгу «Профессия: учитель в Латинской Америке. Почему был утрачен престиж преподавания и как его восстановить?». В издании говорится, что многие студенты из стран с высоким уровнем образования, таких как Республика Корея, Финляндия и Япония, планируют стать учителями. В Латинской Америке все ровно наоборот: молодых людей, интересующихся карьерой педагога, прискорбно мало. Так, например, в Перу их менее 3%.
Заработная плата: главная проблема
У профессии учителя есть определенные преимущества, которых не хватает другим, такие как хорошая гарантия занятости, в среднем меньшее количество рабочих часов и больше выходных. Однако оплата труда остается очевидным препятствием, мешающим выигрывать битву за интерес абитуриентов.
Разрыв в доходах особенно очевиден в таких странах Латинской Америки, как Бразилия, Перу и Чили. Заработная плата педагогов здесь в два и более раза ниже по сравнению с другими профессиями. Самая тяжелая ситуация в Эквадоре и Мексике, где эта разница составляет 77% и 83% соответственно.
Следует также отметить, что доход учителей на протяжении всей карьеры существенно не возрастает, что еще сильнее снижает шансы превращения профессии в более конкурентоспособную на рынке труда.
Проблема инфраструктуры
Зачастую латиноамериканские школы испытывают недостаток даже в основных средствах обучения. В среднем в 74% школ в 15 странах Латинской Америки не хватает лабораторий для занятий естественными науками, в 54% – нет учительской, в 20% – отсутствуют душевые или же их состояние удручающе плохое, в 16% – нет кабинета директора.
Проблема усугубляется еще и расположением школ. В отдаленных от города поселках и неблагополучных районах в Эквадоре работают 24% учителей по сравнению с 9% представителей иных профессий; в Перу это 12% и 4% соответственно; в Бразилии – 10% и 3%.
В совокупности с низкой заработной платой все это отпугивает молодых людей от профессии педагога, поскольку предлагаемых льгот и преференций недостаточно для компенсации обозначенных минусов.
Итак, кто выбирает профессию учителя?
Еще одной серьезной проблемой является то, что в отличие от стран с высоким качеством образования, таких как Сингапур или Южная Корея, в Латинской Америке педагог – это одна из профессий, к которым проще всего получить доступ. Это приводит к тому, что все больше молодых людей идут в учителя не по призванию или осознанному выбору, а потому, что это их единственный шанс получить высшее образование.
Лучшей иллюстрацией этой проблемы является Перу, где в вузы и колледжи на педагогические направления принимают 69% абитуриентов по сравнению с 42% прошедших испытания на другие факультеты.
В итоге многие студенты-педагоги в международных исследованиях показывают более низкие баллы, чем их сверстники, обучающиеся в других академических областях: в Перу – на 12% ниже, в Колумбии – на 6%, в Мексике, Коста-Рике и Бразилии – на 5%. Для сравнения, учителя в Германии получают более высокие оценки, чем другие студенты, на 11% чаще.
Раньше учителя были символом престижа в глазах общества. Их знали как высокообразованных людей, в некоторых случаях они пользовались такой хорошей репутацией, что выдвигались на публичные должности, становились судьями.
Что же произошло? Что побудило молодых людей рассматривать эту профессию как карьеру для троечников?
Образовательная экспансия ХХ века. Цена и последствия
В начале XX века только каждый десятый проживал в городах, а получить образование в сельской местности было невозможно, поэтому значительная часть населения (порядка 90%) оставалось неграмотной. Чтобы исправить ситуацию, правительства разных стран начали создавать программы по предоставлению начального образования, единого, светского и бесплатного.
В результате практически все страны Латинской Америки должны были фактически единовременно вывести на работу тысячи новых учителей. Правительства искали способы сделать это быстро. Так появились заочные программы и очень короткие курсы подготовки педагогов, что, разумеется, не могло не сказаться на качестве образования.
Вдобавок к этому в 1980-х годах Латинская Америка пережила экономический кризис, последствием которого стало резкое снижение оплаты труда, причем у педагогов – в большей степени, чем у кого бы то ни было. К примеру, в Эквадоре учителя лишились до 67% своих доходов.
Таким образом, к потере престижа профессии учителя привели снижение качества подготовки кадров и падение заработной платы.
Нельзя обучать большие массы людей, не вкладывая средства в достойную начальную подготовку, поступаясь качеством, не тратя средства на зарплату или улучшение условий труда. Но правительства и общество решили иначе, что и привело к столь печальным результатам.
Источник: observatory.tec.mx
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.