Найти тему
Жить в деревне

А где тот «парень от сохи»? Как XX век изменил сельского человека

Оглавление

Столетиями крестьяне не меняли образа жизни, но двадцатый век внёс существенные коррективы, вместе с которыми начались кардинальные изменения образа сельского человека. Архаичный бородатый мужик в косоворотке перестал быть реальным человеком, превратившись в художественный образ прошлого. Из сенцев лапти перекочевали в краеведческие музеи. Парень от сохи больше не хотел идти за ней, он занялся её производством.

Крестьяне Центрального Черноземья. Начало XX века
Крестьяне Центрального Черноземья. Начало XX века

Появился шанс уйти от неблагодарной деревенской работы и плохого быта. Он уехал в город? чтобы эту соху производить в столь же тяжёлых условиях, но взамен пользоваться комфортными условиями для жизни и не испытывать серьёзных неудобств в быту, а также видеть жизнь своих детей более светлой, чем свою. Ведь именно эти причины испокон веков заставляли мигрировать человека. Это ни для кого не новость, тем более что многие читатели узнали себя или своих предков в этом символическом «парне от сохи». В конце 19 века городские жители составляли всего 18% от общего числа жителей Российской империи, а на сегодняшний день уже сельское население близится к этой отметке с 26%. Так и получается, что 70–80% современных горожан, стали таковыми всего лишь за последние сто лет с небольшим.

Эпоха бесконечных потрясений

В Центральной России, дольше чем в других регионах, жизнь шла как и прежде. Ощутимые изменения произошли в годы Первой мировой войны, которая унесла с собой много крестьянских жизней, которых «забривали» на фронт, невзирая на абсолютное незнание мужиком военного дела. То есть работящие мужики, на которых во многом держалась деревня, были использованы как пушечное мясо. Многие домой не вернулись, а те, что остались в живых, получили тяжёлые травмы.

И без того влачащая жалкое существование деревня, оказалась в ещё более бедственном положении. В 1917 году прогремела революция, а вслед за ней Гражданская война. В результате — полное разрушение всей инфраструктуры страны, сельский человек был дезориентирован.

Сев. 1922 год
Сев. 1922 год

Вернуться к прошлой жизни уже было невозможно, а как строить новую непонятно.

В этот период была проведена жирная черта, разделившая сельского человека во времени. Имперский земледелец с сохой в оборванной одежде перестал существовать, и стал использоваться как лубок в советской пропаганде. Параллельно взращивался новый вид сельчан: сильный, хозяйственный, умелый — в идеологии, а на деле всё тот же оборванный и голодные мужик, от обиды побивающий свою бабу.

Построение нового государства породило массовые колебания в крестьянской среде. В период индустриализации крестьяне массово отправились в город на строительство заводов, фабрик и транспортных сетей. Многие закрепились там, а кто-то вернулся. Следующий этап преобразований — коллективизация. Это явление сделало сельского человека — колхозника — крепостным крестьянином, который был фактически лишён всех гражданских прав и был привязан к своему колхозу.

Очень много сходств между далёким тридцатыми и сегодняшним днём. Как тогда периферия загибается, а центр расцветает. Современный сельский человек также мечтает уехать из «этой дыры», надеясь что там, в городе, он кардинально изменит свою жизнь и всё станет хорошо. Но, оказавшись в городе, многие мечты оказываются пустыми. В городе этот деревенский мечтатель никому не нужен, а потому жизнь в комнате ещё с четырьмя соседями, дорога на работу в другой конец города, рано или поздно разочаровывает и человек возвращается озлобленный в свою деревню. Либо, вцепившись зубами добивается своих целей, а часто так и остаётся в подвешенном состоянии «ни там, ни тут».

Не успел человек отойти от потрясений тридцатых, как нагрянула Вторая мировая война. Более 70 тысяч сёл и деревень были уничтожены во время войны. Это сильнейший удар по сельскому человеку. Как в период Первой мировой войны на пепелища деревень вернулись измученные и искалеченные люди. Всё приходилось начинать снова. Что к этому времени осталось от крестьянина в том привычном стереотипном образе, который живёт до сих пор? Ровным счётом ничего.

Наши неброские и нищие из века в век деревни — это отражение нестабильности, которое будоражило регионы без конца. Чиновники каждое десятилетие перерисовывало границы областей и районов. Там, где едва начинала налаживаться жизнь, вдруг начиналось реформирование административных границ и всё снова рушилось. Сельчанин из года в год жил на чемоданах, не всем хватало воли и характера удержаться на ногах не глядя на бессмысленные территориальные изменения.

 Сельская свадьба в Новосильском районе Орловской области. 1960-е годы
Сельская свадьба в Новосильском районе Орловской области. 1960-е годы

Бесконечные эксперименты над деревенским жителем не прекращались. Тяжелейшие условия труда были не только в период восстановления сельского хозяйства в послевоенный период, но и фактически все последующие десятилетия. Объединение колхозов в совхозы, появление «бесперспективных» и «перспективных» деревень. Всё это бесконечно заставляло перемещаться людей в пространстве. Изменив привычки, взгляды, приобретая или теряя знания.

И сельские люди вновь собирались на поиски лучшей жизни. К сожалению, двадцатый век изменил облик оседлого русского земледельца и превратил его в кочевника с чемоданом.

Беженцы и переселенцы

Развал Союза — это, пожалуй, самый мощный толчок к изменению сельского человека, когда он изменился до неузнаваемости. Более 20 миллионов наших соотечественников столкнулись с агрессией в Средней Азии и в течение 90-х годов образовался поток беженцев.

Люди расселялись по всей территории России и влияли на все внутренние процессы. Изменения происходили во всех сферах жизни, в речи, привычках. В итоге сейчас только старшее поколение помнит, что «тутошнее», а что «тамошнее».

Люди, которые активно сопротивлялись влиянию прибывших беженцев, но в итоге попадали под него, хотя бы через тех, кто примерил и принял какую-то часть их жизни к своей. Речевые обороты, особенности ведения домашнего хозяйства, взгляды на жизнь — всё это в итоге незаметно встроилось в привычный уклад. Переселенцы также переняли местную культуру. Образовывались новые семьи, которые стёрли разделение между «своими» и «пришлыми».

Поколение нулевых уже не различает подобных разностей: так было и есть. Жизнь снова поднимет «ветер перемен», тем более сейчас, когда человек стал относительно свободен.

Поэтому сегодня различия между людьми проживающих в разной местности всё больше стираются. Глобализация происходит не только на международном уровне, но и внутри одного народа, который делится на «деревенских» и «городских» всё чаще по административным определениям, но не по мышлению.