Ныть и тратить мое драгоценное время умеют многие, особенно моя мама и мои две подружки. Но важно различать, когда человеку важно просто «расчехлиться», а когда уже жизненно важна помощь.
Выношу свой опыт после нескольких сотен ситуаций, когда меня просили о помощи и «просили». В чем разница между нытьем и реальной просьбой?
Важное объяснение: почему вообще важна тема с нытьем и помощью
Это только кажется, что когда человеку надо помочь, то он это говорит ВПРЯМУЮ.
На деле оказывается, что человек, даже если он хочет, чтобы вы помогли, может испытывать:
- тревогу (я попрошу, и отношения развалятся, «мой светлый образ пошатнется в его/ее глазах»);
- страх (вместе с поддержкой или помощью люди чего только не докладывают);
- стыд (нельзя просить).
При всех трех получается так: я хочу попросить, но не могу, начинаю говорить окольными путями, получается только хуже...
Три верных признака, что это точно не нытье
Итак, вас то ли просят, то ли не просят – как меня в свое время. Как понять, что вам звонят или с вами разговаривают не просто чтобы «поездить по ушам»?
1. Человек конкретизирует
Хорошо, когда человек уже оформил свою просьбу.
Например:
- осталось 10 рублей до вторника;
- сломала ногу / болею, не могу спуститься в магазин за хлебом;
- помоги ребенку выучить урок по английскому, ничего в нем не понимаю!
Но к сожалению, так бывает редко. Гораздо чаще...
2. Собеседник истерит
Забавный пример. Позвонила тетя. Я оплачивала ей коммунальные. И вдруг... что-то не сошлось! В следующей платежке были не те цифры! Она испугалась, растерялась, села на коня и как давай выдавать мне эмоции!
И, как в Чуковском:
А потом позвонил медведь. Да как начал, как начал реветь. - Погодите, медведь, не ревите! Объясните, чего вы хотите?
Как ни странно, работает и обратный пункт. Если вы в телефоне слышите, что человек захлебывается в эмоциях, это еще не значит, что ему надо эти эмоции «слить».
Это означает, что у человека наступил «крайний край». И сам он разобраться с бедой не может!
С тетей, кстати, все закончилось хорошо. Я расспросила ее, пообещала позвонить в ЖКХ сама. Позвонила, спросила, откуда они взяли цифры. Оказалось, они сначала посчитали по среднему. А потом я передала данные. Которые никто не записал...
3. Человек растерялся
Задача вне компетенции человека всегда вызывает растерянность. Это первая реакция. А при ней как-то не до помощи...
В этом состоянии все валится из рук. Конкретики нет, истерики тоже. А помощь нужна.
Как опознать: по тупке. Если человек тупит, смотрит в одну точку, не может собраться, отвечает невпопад или ерунду – не грех и помочь ему.
С каким видом «просьб» сталкивались вы? Делитесь в комментариях!