Найти тему
Сова-Психолог

Просто нытьё или нет: 3 признака, по которым я определяю, что человеку нужна помощь

Оглавление
Даже урна может вежливо просить воспользоваться ею (источник – личный архив, снято в г. Гродно)
Даже урна может вежливо просить воспользоваться ею (источник – личный архив, снято в г. Гродно)

Ныть и тратить мое драгоценное время умеют многие, особенно моя мама и мои две подружки. Но важно различать, когда человеку важно просто «расчехлиться», а когда уже жизненно важна помощь.

Выношу свой опыт после нескольких сотен ситуаций, когда меня просили о помощи и «просили». В чем разница между нытьем и реальной просьбой?

Важное объяснение: почему вообще важна тема с нытьем и помощью

Просьбы впрямую – самые здоровые. Но они так редко встречаются!
Просьбы впрямую – самые здоровые. Но они так редко встречаются!

Это только кажется, что когда человеку надо помочь, то он это говорит ВПРЯМУЮ.

На деле оказывается, что человек, даже если он хочет, чтобы вы помогли, может испытывать:

  • тревогу (я попрошу, и отношения развалятся, «мой светлый образ пошатнется в его/ее глазах»);
  • страх (вместе с поддержкой или помощью люди чего только не докладывают);
  • стыд (нельзя просить).

При всех трех получается так: я хочу попросить, но не могу, начинаю говорить окольными путями, получается только хуже...

Три верных признака, что это точно не нытье

Итак, вас то ли просят, то ли не просят – как меня в свое время. Как понять, что вам звонят или с вами разговаривают не просто чтобы «поездить по ушам»?

1. Человек конкретизирует

Хорошо, когда человек знает, чего хочет – удовлетворить его просьбу или помочь ему становится гораздо проще! (Ну или отказать, этот вариант никто не отменял)
Хорошо, когда человек знает, чего хочет – удовлетворить его просьбу или помочь ему становится гораздо проще! (Ну или отказать, этот вариант никто не отменял)

Хорошо, когда человек уже оформил свою просьбу.

Например:

  • осталось 10 рублей до вторника;
  • сломала ногу / болею, не могу спуститься в магазин за хлебом;
  • помоги ребенку выучить урок по английскому, ничего в нем не понимаю!

Но к сожалению, так бывает редко. Гораздо чаще...

2. Собеседник истерит

Тетя пожилая, ей можно и взвиться. Хотя в обычной жизни она абсолютно спокойный и уравновешенный человек!
Тетя пожилая, ей можно и взвиться. Хотя в обычной жизни она абсолютно спокойный и уравновешенный человек!

Забавный пример. Позвонила тетя. Я оплачивала ей коммунальные. И вдруг... что-то не сошлось! В следующей платежке были не те цифры! Она испугалась, растерялась, села на коня и как давай выдавать мне эмоции!

И, как в Чуковском:

А потом позвонил медведь. Да как начал, как начал реветь. - Погодите, медведь, не ревите! Объясните, чего вы хотите?

Как ни странно, работает и обратный пункт. Если вы в телефоне слышите, что человек захлебывается в эмоциях, это еще не значит, что ему надо эти эмоции «слить».

Это означает, что у человека наступил «крайний край». И сам он разобраться с бедой не может!

С тетей, кстати, все закончилось хорошо. Я расспросила ее, пообещала позвонить в ЖКХ сама. Позвонила, спросила, откуда они взяли цифры. Оказалось, они сначала посчитали по среднему. А потом я передала данные. Которые никто не записал...

3. Человек растерялся

Человек в панике не всегда бегает по потолку. Гораздо чаще он пытается собраться и не может
Человек в панике не всегда бегает по потолку. Гораздо чаще он пытается собраться и не может

Задача вне компетенции человека всегда вызывает растерянность. Это первая реакция. А при ней как-то не до помощи...

В этом состоянии все валится из рук. Конкретики нет, истерики тоже. А помощь нужна.

Как опознать: по тупке. Если человек тупит, смотрит в одну точку, не может собраться, отвечает невпопад или ерунду – не грех и помочь ему.

С каким видом «просьб» сталкивались вы? Делитесь в комментариях!