Найти тему
Активный возраст

«Он постарается»: как снимали фильм «Ко мне, Мухтар!»

Одна из неожиданных, драматических и, без сомнения, лучших ролей Юрия Никулина. Сам по себе увлекательный сюжет, колоритные персонажи, убедительные мизансцены и невероятная «игра» собак — все добротные слагаемые этой картины до последнего кадра держат внимание публики. Пронзительный рассказ о дружбе и совместной службе человека и овчарки... Разве такой фильм не мог быть просто обречен на зрительскую симпатию и кассовый успех?! «Ко мне, Мухтар!» вышел на экраны в 1965 году, и только за один прокатный год его посмотрели без малого 30 миллионов зрителей.

Кинологи справедливо называют дрессированных собак «первой линией обороны». Сколько раз в глухих российских деревнях лохматые принимали на себя начальный удар двуногих зверей, безжалостных грабителей, готовых на все, предупреждая владельцев о нападении лаем, часто спасая ценой собственной жизни, вступив в смертельную схватку с преступниками!

У служебных собак работа куда опаснее: защита хозяев от криминальных граждан — это полдела. Совсем иное по степени бесстрашия и сложности — схватка с матерыми уголовниками, которым нечего терять в случае поимки.

В фильме «Ко мне, Мухтар!», хотя во многом и схематично, поверхностно, но по сути верно показано, как из малоосмысленного щенка в СССР готовили четвероногого бойца, ужас и грозу нарушителей закона.

Сценарий из жизни

Будущий автор сценария фильма, писатель Израиль Меттер, заядлый собачник, еще в 1959 году в Музее ленинградского уголовного розыска увидел необычный экспонат — чучело немецкой овчарки.

Сотрудники на справедливое недоумение посетителя сделали пояснение, что это сохраненный таксидермистами легендарный служебный пес Султан. Участник обороны и блокады Ленинграда, во время и после войны задержавший около тысячи преступников всех мастей, дважды серьезно раненый, сохранивший государству более 3 миллионов рублей социалистической собственности (для 40–50-х годов сумма невероятная!). Последним проводником пса был майор розыскной службы Петр Бушмин.

-2

Пораженный этой историей прозаик встретился с Бушминым, много часов расспрашивал и записывал его рассказы о работе и приключениях героического пса. Но, как оказалось впоследствии, тяжелее службы оказался финал собачьей жизни: Султан доживал последние годы в зябком вольере, никому не нужным немощным стариком, и умер в полном одиночестве, без ласковой хозяйской ладони… Автор изменил кличку и финал истории на более человеческий: так появилась повесть «Мухтар», а чуть позже и сценарий.

Краткое отступление

Собственная система дрессировки служебных собак появилась в Советском Союзе в середине 1930-х годов. Лохматых в первую очередь натаскивали на охрану: пограничных рубежей, военных объектов, транспортных коммуникаций и складов, зон и лагерей.

Обнаружить в любую погоду нарушителя, взять след и с него не сбиться, защитить вожатого и по его команде (а иной раз и по собственной интуиции и инициативе!) броситься в атаку… Столь многообразная нагрузка и сообразительность далеко не каждому псу по таланту и по силам.

У истоков отечественной кинологии стоял уникальный человек, ее создатель и патриарх майор Александр Мазовер, автор десятков брошюр и книг, ставших для кинологов настольными, главный специалист знаменитого военного питомника «Красная звезда» в Подмосковье.

Во время Великой Отечественной войны Мазовер разработал и внедрил в практику принципы дрессировки собак-миноискателей и истребителей танков. В мирное время — дрессировку ОКД (общего курса дрессировки) и ЗКС (защитно-караульной службы), признанных во всем мире и до сего времени остающихся эталоном воспитания служебных собак.

На службу в милицию принимались только псы, окончившие полный курс ЗКС с отличием. Как это и случилось с киношным Мухтаром благодаря настойчивости, терпению и доброму характеру его проводника, лейтенанта Глазычева.

Первая серьезная роль Юрия Никулина

В главной собачьей роли снялись четыре овчарки. Во-первых, потому что необходимо было показать Мухтара в возрасте от года до заслуженного ветерана лет десяти. Во-вторых, в процессе съемок оказалось, что даже «кремневые» бойцы из элиты МВД могли ни с того ни с сего спасовать в непривычных обстоятельствах.

Так, в эпизоде задержания рецидивистов в снежную бурю для создания этой самой бури требовалось включить мощные ветродуи. Грохот адских агрегатов овчарок, натасканных бороться с самыми «отмороженными» преступниками, почему-то пугал до беспамятства — они бежали куда глаза глядят, поджав хвосты! А ведь это действительно были серьезные заслуженные псы, Урал и Байкал, предоставленные на съемки из главного питомника МВД СССР, с честью, добросовестно отработавшие другие эпизоды.

Например, от бескомпромиссного бойца Байкала у актера Льва Дурова, сыгравшего рецидивиста Рыбу, остались жуткие воспоминания. Пес в сцене захвата бандита «сработал» по-настоящему и практически в несколько мгновений: сбил актера с ног, швырял туда-сюда, таскал по земле, сорвал защитный рукав и уже подбирался к горлу, когда наконец опомнились дрессировщики и оттащили собаку.

-3
«На мне остались только трусы и валенки, — вспоминал Дуров. — Ну еще и шрам на ноге, на память о съемках». А вот снежной бури Байкал пугался…

В общем, можно было обойтись и без бури, наверное. Режиссеру Семену Туманову съемочная группа чуть ли не хором предлагала отказаться от ветродуев, но он уперся: надо показать работу Мухтара в реально экстремальной ситуации.

Тогда вспомнили про письмо киевлянина Михаила Длигача. Он читал повесть «Мухтар», знал из прессы о начале съемок фильма и, написав письмо на «Мосфильм», предлагал: приезжайте, посмотрите на моего Дейка — он сыграет Мухтара лучше всех!

Отправили консультанта-кинолога — тот тут же телеграфировал: «Пес потрясающий, надо брать!» Но хозяин Длигач оказался главным инженером предприятия, и на съемки на три месяца начальство его отпускать категорически не соглашалось.

Пришлось в Киев лететь Юрию Никулину — под его обаянием и напором все там подняли лапки кверху и отказать, разумеется, не смогли. «Слов нет, какая собака! Ждите, выезжаем!» — сообщил актер по телефону. Позже оказалось, что вопрос был решен его визитом лично к министру машиностроения Украинской ССР.

«Это была моя первая некомедийная, серьезная роль, — вспоминал после съемок Юрий Никулин. — С опаской меня брал режиссер, я же в предыдущих двух фильмах играл жуликов… Специально приехал со мной знакомиться и только после личного знакомства взял меня на роль».

«Полевые» сцены воспитания и дрессировки Мухтара снимались в питомнике МВД под Ростовом-на-Дону, одном из лучших в стране. Ну а «служебные» эпизоды — по большей части в Москве и окрестностях. По прилете в столицу у хозяина Дейка спросили, в какой гостинице он хотел бы жить, на что Юрий Никулин отреагировал категорично: только у меня! Так в семью Никулиных на несколько месяцев заселился Дейк-Мухтар…

_____________________________________________

Подпишитесь на канал Активного возраста — узнавайте новости первыми!