Найти тему
Судострой

От атома к газу: "Айсберг" представил подробности плавучей электростанции на СПГ

Модель ПТЭС-60 на выставке OMR 2020 / Фото: Судострой
Модель ПТЭС-60 на выставке OMR 2020 / Фото: Судострой

Сжиженный природный газ (СПГ) играет всё большую роль в мировой энергетике. Не отставать от трендов решили и в петербургском Центральном конструкторском бюро "Айсберг", представив широкой публике проект плавучей теплоэлектростанции (ПТЭС) на #СПГ.

Необычность ситуации в том, что специализацией ЦКБ "Айсберг" до этого являлись суда ядерными энергоустановками. В этом бюро проектировали все атомные советские и российские ледоколы. Здесь же создавали единственный российский атомный плавучий энергоблок "Академик Ломоносов". Теперь дошла очередь до природного газа.

Новинка, получившая название ПТЭС-60, официально дебютировала на проходящей в Санкт-Петербурге выставке и конференции по судостроению и разработке оборудования для Арктики и шельфа OMR 2020. Как следует из материалов бюро, ПТЭС-60 предназначена для обеспечения электроэнергией прибрежных российских территорий.

Первым, что бросается в глаза, является наличие двух судов в составе ПТЭС. В отличие от "Академика Ломоносова", где свежее и отработавшее топливо размещалось прямо на #судне, энергоблоку на СПГ нужен "большой бак" для хранения запасов топлива. Поэтому комплекс состоит из двух стоечных судов: электростанции и хранилища СПГ.

Судно-электростанция в составе ПТЭС-60 / Фото: Судострой
Судно-электростанция в составе ПТЭС-60 / Фото: Судострой

Длина судна-электростанции равна 82 м, ширина – 20 м, высота борта – 6 м, осадка – 2,3 м, полное водоизмещение – 3595 тонн.

На судне установлено генерирующее #оборудование мощностью 64 МВт. Номинальная мощность, выдаваемая электростанцией в береговую сеть напряжением 10 кВ, составляет 60 МВт.

Судно-хранилище имеет во многом схожие характеристики. Его длина составляет 77,4 м, ширина – 20 м, высота борта – 6 м, осадка – 3,3 м, полное водоизмещение – 4817 тонн. На судне может храниться до 2000 тонн СПГ. Также на судне-хранилище размещается регазификационная установка, переводящая СПГ в газообразное состояние.

Судно-хранилище СПГ в составе ПТЭС-60 / Фото: Судострой
Судно-хранилище СПГ в составе ПТЭС-60 / Фото: Судострой

Обслуживают электростанцию будут всего лишь 12 человек. Проектный срок службы составляет 40 лет.

Интересно, что уже известны поставщики основного оборудования энергоустановки. Так, как следует из материалов разработчика проекта, "РЭП-Холдинг" готов поставить главные газотурбогенераторы ГТЭ-32, доработанные для морских условий, и главные распределительные щиты. "Специальное конструкторское бюро котлостроения" (СКБК) поставит утилизационный котёл, вспомогательный котлоагрегат и регазификационную установку.

О наличии заказчиков на новый проект пока ничего не известно. Ранее в "Айсберге" заявляли о планах разработать целую линейку плавучих энергоблоков на СПГ мощностью 60-250 МВт. Возможно, ПТЭС-60 является только первой ласточкой.

Модель плавучей теплоэлектростанции ПТЭС-60 / Фото: Судострой
Модель плавучей теплоэлектростанции ПТЭС-60 / Фото: Судострой

И ещё один немаловажный момент. Проект нового энергоблока ЦКБ "Айсберг" представляло в составе судостроительного кластера нефтяной компании "Роснефть". Согласно указу президента, Крыловский центр должен был продать свой пакет акций ЦКБ "Айсберг" компании "Современные технологии судостроения", владеющей дальневосточным комплексом "Звезда". Как известно, на "Звезде" будет строиться #ледокол "Лидер", а "Айсберг" является его проектировщиком. Таким образом нефтяникам удалось собрать под единым управлением и проектировщика, и завод-строитель. Будут ли строить на "Звезде" ПТЭС-60, покажет время.