В спорте грань между провалом и успехом очень тонка, и те тренеры, которые актуализируют свои методические познания, постоянно участся новому и расширяют свою базу знаний и умений, с большей вероятностью приводят своих учеников к достижению поставленных целей.
В этом процессе есть много подводных камней. С одной стороны, сейчас мы живём в мире, который перегружен информацией, и встаёт задача идентифицировать актуальные и достоверные источники, так сказать, отделить зерна от плевел. С другой стороны, процесс поиска и адаптации нового наталкивается на естественное психологическое сопротивление со стороны многих тренеров, что приводит к ситуации, когда растёт разрыв между достижениями спортивной науки и практики спорта.
Однако применительно к разным аспектам тренерской работы различается и заинтересованность тренеров в поиске доказательной информации. В таблице ниже можно видеть выборку мнений по этому вопросу (170 тренеров).
Каковы при этом источники новой научной информации для тренера?
Как ни странно, чтение академических статей, которые являются ключевыми первоисточниками для научной информации, является уделом менее 2% тренеров. А главными источниками новой научной информации остаются курсы повышения квалификации и семинары, наряду с личным общением с другими тренерами. Причина такого положения дел кроется в сложностях к доступах к научным публикациям, проблемами в корректной интепретации прочитанного, наличие других приоритетных направлений по расходованию рабочего времени. В дальнейших статьях на этом канале вы обязательно узнаете, как работать с научной информацией, интепретировать её и внедрять в тренировочный процесс! (не забудьте подписаться, чтобы не пропустить статьи на эту тему).
Но, разумеется, научная информация не исчерпывает список методической информации, поэтому следует рассмотреть и вопрос поиска и получения новых знаний, не относящихся непосредственно к результатам научных исследований.
Для меня было удивительно увидеть, что книги и журналы (не научные, а "отраслевые") занимают такую маленькую долю в источниках методической информации.
Наконец, рассмотрим вопрос непосредственного формирования базы тренерских знаний (а не только её обновления за счет поиска новых идей):
В чем проблема подобной структуры источников для формирования базы знаний и её обновления?
Во-первых, при каждой передачи информации от одного тренера к другому (в рамках семинаров или личного общения) транслируются и воспроизводятся не только полезные знания, но и ошибки!
Во-вторых, при передаче от одного человека к другому происходит утрата части начального смысла, что хорошо можно видеть в детской игре "Испорченный телефон".
В-третьих, существует проблема конфликта мнений разных авторитетных тренеров.
В-четвертых, большая часть дидактических форматов передачи знаний оказывает крайне неэффективной для такой практико-ориентированной работы, как тренерская работа или работа врача, что мы видели в статье К какому врачу лучше пойти лечиться: к пожилому или молодому и почему не растет мастерство тренера?
Наконец, в России есть специфическая проблема, которая заключается в том, что получение действующими спортсменами высшего образования в значительном числе случаев оборачивается профанацией, когда вместо спортсмена "учится" его зачетка!
А у вас, уважаемые читатели, какие главные источники информации о тренировочном процессе?