Найти тему
Vinogradovcoach

Откуда тренер черпает свои знания?

В спорте грань между провалом и успехом очень тонка, и те тренеры, которые актуализируют свои методические познания, постоянно участся новому и расширяют свою базу знаний и умений, с большей вероятностью приводят своих учеников к достижению поставленных целей.

В этом процессе есть много подводных камней. С одной стороны, сейчас мы живём в мире, который перегружен информацией, и встаёт задача идентифицировать актуальные и достоверные источники, так сказать, отделить зерна от плевел. С другой стороны, процесс поиска и адаптации нового наталкивается на естественное психологическое сопротивление со стороны многих тренеров, что приводит к ситуации, когда растёт разрыв между достижениями спортивной науки и практики спорта.

Однако применительно к разным аспектам тренерской работы различается и заинтересованность тренеров в поиске доказательной информации. В таблице ниже можно видеть выборку мнений по этому вопросу (170 тренеров).

Убежденность тренеров, что спортивная наука генерирует новые перспективные идеи в специфических областях спорта, в % от числа опрошенных  [Reade I, Rodgers W, Hall N: Knowledge transfer: how do high performance coaches access the knowledge of sport scientists? International journal of sports science & coaching 2008, 3(3):319-334], перевод с английского - М.А. Виноградов
Убежденность тренеров, что спортивная наука генерирует новые перспективные идеи в специфических областях спорта, в % от числа опрошенных [Reade I, Rodgers W, Hall N: Knowledge transfer: how do high performance coaches access the knowledge of sport scientists? International journal of sports science & coaching 2008, 3(3):319-334], перевод с английского - М.А. Виноградов

Каковы при этом источники новой научной информации для тренера?

Наиболее распространенные источники новой научной информации для тренера [Reade I, Rodgers W, Hall N: Knowledge transfer: how do high performance coaches access the knowledge of sport scientists? International journal of sports science & coaching 2008, 3(3):319-334], перевод с английского - М.А. Виноградов
Наиболее распространенные источники новой научной информации для тренера [Reade I, Rodgers W, Hall N: Knowledge transfer: how do high performance coaches access the knowledge of sport scientists? International journal of sports science & coaching 2008, 3(3):319-334], перевод с английского - М.А. Виноградов

Как ни странно, чтение академических статей, которые являются ключевыми первоисточниками для научной информации, является уделом менее 2% тренеров. А главными источниками новой научной информации остаются курсы повышения квалификации и семинары, наряду с личным общением с другими тренерами. Причина такого положения дел кроется в сложностях к доступах к научным публикациям, проблемами в корректной интепретации прочитанного, наличие других приоритетных направлений по расходованию рабочего времени. В дальнейших статьях на этом канале вы обязательно узнаете, как работать с научной информацией, интепретировать её и внедрять в тренировочный процесс! (не забудьте подписаться, чтобы не пропустить статьи на эту тему).

Но, разумеется, научная информация не исчерпывает список методической информации, поэтому следует рассмотреть и вопрос поиска и получения новых знаний, не относящихся непосредственно к результатам научных исследований.

Наиболее вероятные источники информации для тренера, ищущего новые идеи для своего вида спорта [Reade I, Rodgers W, Hall N: Knowledge transfer: how do high performance coaches access the knowledge of sport scientists? International journal of sports science & coaching 2008, 3(3):319-334], перевод с английского - М.А. Виноградов
Наиболее вероятные источники информации для тренера, ищущего новые идеи для своего вида спорта [Reade I, Rodgers W, Hall N: Knowledge transfer: how do high performance coaches access the knowledge of sport scientists? International journal of sports science & coaching 2008, 3(3):319-334], перевод с английского - М.А. Виноградов

Для меня было удивительно увидеть, что книги и журналы (не научные, а "отраслевые") занимают такую маленькую долю в источниках методической информации.

Выступаю на Всероссийской тренерской конференции, проведенной в 2017 году Федерацией велосипедного спорта России
Выступаю на Всероссийской тренерской конференции, проведенной в 2017 году Федерацией велосипедного спорта России

Наконец, рассмотрим вопрос непосредственного формирования базы тренерских знаний (а не только её обновления за счет поиска новых идей):

Источник профессиональных знаний для тренера [Esteves D, Pinheiro P, Brás R, Rodrigues R, O’Hara K: Identifying Knowledge Transfer Problems From Sport Science To Coach Practice. In: Proceedings of the 11th European Conference of Knowledge Management: 2010: Academic Conferences Limited; 2010: 375], перевод с английского - М.А. Виноградов
Источник профессиональных знаний для тренера [Esteves D, Pinheiro P, Brás R, Rodrigues R, O’Hara K: Identifying Knowledge Transfer Problems From Sport Science To Coach Practice. In: Proceedings of the 11th European Conference of Knowledge Management: 2010: Academic Conferences Limited; 2010: 375], перевод с английского - М.А. Виноградов

В чем проблема подобной структуры источников для формирования базы знаний и её обновления?

Во-первых, при каждой передачи информации от одного тренера к другому (в рамках семинаров или личного общения) транслируются и воспроизводятся не только полезные знания, но и ошибки!

Во-вторых, при передаче от одного человека к другому происходит утрата части начального смысла, что хорошо можно видеть в детской игре "Испорченный телефон".

В-третьих, существует проблема конфликта мнений разных авторитетных тренеров.

В-четвертых, большая часть дидактических форматов передачи знаний оказывает крайне неэффективной для такой практико-ориентированной работы, как тренерская работа или работа врача, что мы видели в статье К какому врачу лучше пойти лечиться: к пожилому или молодому и почему не растет мастерство тренера?

Наконец, в России есть специфическая проблема, которая заключается в том, что получение действующими спортсменами высшего образования в значительном числе случаев оборачивается профанацией, когда вместо спортсмена "учится" его зачетка!

Формальное образование спортсменов ещё в советские времена отличалось необязательностью (карикатура взята из журнала "Крокодил", сентябрь 1983 год)
Формальное образование спортсменов ещё в советские времена отличалось необязательностью (карикатура взята из журнала "Крокодил", сентябрь 1983 год)

А у вас, уважаемые читатели, какие главные источники информации о тренировочном процессе?