Проблема составления учебных книг для чтения в 60-x годах XIX столетия была чрезвычайно актуальна, так как книг для чтения, построенных на научных основаниях, еще не было. Существовавшие книги не были приведены в соответствие с возрастными требованиями, не была выработана программа сообщения детям необходимых знаний. Книги были очень обширны и всеобъемлющи, порой содержали сухие поучения, отсутствовала методика работы.
В дореволюционный период христианская основа российского образования позволила последователям К.Д. Ушинского воспринять из его учебно-методического наследия все наиболее важное для воспитания детской души. При этом снижение значимости абсолютных ценностей, наблюдавшееся в общественном сознании, препятствовало глубинному проникновению в духовные смыслы учебных книг К.Д. Ушинского. Сосредоточение на дидактических задачах стало более явным, что несколько потеснило в содержании учебных книг наивысшие ценности. В основе построения книг для чтения, как правило, использован принцип подбора материала по циклам, подобно разделу «Вокруг да около» «Второй книги для чтения». Но, вместе с тем, в циклах слабо прослеживается связь между текстами, их созвучность, не выделяются духовные доминанты, а в обильном, но недостаточно мотивированном подборе произведений фольклора ощущается некоторая недооценка глубины и органичности народной педагогики, тонкости народного мифологического сознания.
В советский период восприятие понятия «духовность» как наивысшей устремленности к избранным целям, пристальное внимание к области нравственности, ставшей в советской педагогике определяющей, позволили в большой степени воспринять многое из учебно-методической системы К.Д. Ушинского, нивелировав ее религиозные акценты. Вследствие снижения понятия «духовность» земное содержание не поднимается до небесного, а наполняется лишь воодушевленной целеустремленностью к справедливому мироустроению.
В период трансформации российского общества, изменения приоритетов, разрушения системы ценностей, складывавшейся веками, предпочтение все больше стало отдаваться интеллектуальным основам формирования личности ребенка. Несмотря на то, что школа призвана готовить ребенка к жизни и давать ясное, цельное представление о месте человека в мире, со страниц многих учебников стали исчезать, искажаться или принижаться значимые реалии человеческого бытия, имевшие исконную ценность. В содержании учебников отмечается преобладание материалов, направленных на активное развитие интеллекта, формально-логических основ сознания и подавляющих избыточной информацией эмоциональную сферу личности, что препятствует духовно-нравственному развитию ребенка, его познанию, самопознанию, исправлению и самосовершенствованию.