Потребность в дешёвом «народном» микролитражном автомобиле ощущалась в стране с середины 70-х годов, и «КАМАЗ» был, что называется, в тренде. Первый прототип получил название «КАМА». Макет был готов летом 1978-го, осенью появился ходовой образец.
Лично испытал его Лев Васильев, проехав по заводу. Зимой и весной 1979-го проходили испытания, и готовился второй образец, получивший имя «Мишка». Демонстрация обоих легковых автомобилей состоялась в 1980 году на выставке, приуроченной к приезду на «КАМАЗ» члена Политбюро, секретаря ЦК КПСС А. П. Кириленко.
Как ни странно, это тоже… КАМАЗ! Автомобиль КАМАЗ-1111, разработанный в Управлении главного конструктора, был изготовлен в 1980 году специалистами экспериментального цеха УГК. Главный конструктор «КАМАЗа» Владимир Барун назвал её именем своего младшего сына. Название «Мишка» корреспондировалось и с медвежонком – талисманом Олимпиады-80. На автомобиле был установлен двигатель мощностью 23 л. с. Дешёвая микролитражка замышлялась как товар народного потребления. Идея была одобрена «наверху», но эти проекты развития на «КАМАЗе» не получили. «КАМА» и «Мишка» остались в истории как предтеча будущей «Оки». Которая сойдёт с конвейера только 21 декабря 1987 года.
Новый серьёзный импульс проекту в середине 80-х придало поручение Минавтопрома тандему «КАМАЗ» – «ВАЗ» создать опытные образцы микролитражки, а затем и мощности по производству автомобилей особо малого класса. За «КАМАЗом» были шасси, элементы ходовой части и подвески, тормоза, рулевое управление, двигатель – вазовский. Главными преимуществами «автомобильчика» должны были стать цена и экономичность в эксплуатации. «КАМА» при этом плавно трансформировалась в «Оку».
Производство легковых автомобилей было выделено на «КАМАЗе» в самостоятельную структурную единицу и размещено на территории сдаточного корпуса автомобильного завода 10 декабря 1986 года. В июне 1987 года директором ПЛА был назначен Олег Дмитриевич Белоненко.
21 декабря 1987 года с конвейера сошла первая камская микролитражка «Ока-ВАЗ-1111». Вместимость – четыре человека, скорость – до 120 км/ч, расход топлива до 4,5 л на 100 км.
Процесс подготовки производства завершили быстро, вскоре начался серийный выпуск товарной продукции. 4 декабря 1992 года Белоненко (в центре) «благословлял» в путь уже 10-тысячную «Окушку». В начале 1994-го будет введён в строй ЗМА – завод по производству микролитражных автомобилей, рассчитанный на выпуск 75 тысяч машин в год.
Продолжение следует...