Методики обучения письму также претерпели изменения, подобно методикам обучения грамоте. До каллиграфического стиля «англе», пришедшего из Англии, гражданское письмо в России использовало скоропись, предполагавшую отдельное изысканное начертание каждой буквы. Цели заграничного метода были более прагматичные: скорость и удобство, связность букв. Но при этом следует отметить: каллиграфия понималась как искусство, искусство красивого, изящного письма. Эстетические начала не ставились под сомнение, потому что письмо не считалось лишь средством закрепления речи.
Применялась метод обучения письму «по долям» на шести горизонтальных линейках в графической сетке, образованной частыми косыми линиями. Буквы изучались как законченный образ, как сочетание палочек, крючков, петелек, овалов и других элементов, пишущихся каждый отдельно с одного росчерка, без двойного повторения линий, что является высоким художественным показателем. Соединение букв в слова носило характер эстетический и напоминало изображение орнамента или нанизывание букв-«бусинок» на строку-«нить».
В сравнении с современными орудиями письма, этот инструмент способен без участия педагога решать многие задачи. Свойства этого пера необычайны и кроются в его устройстве. Так как оно открыто и опускается в чернила, то ребенок волей-неволей берет ручку на нужном расстоянии от конца. Легко раздваивающиеся усики заставляют руку принять верное положение, при котором оба усика будут касаться бумаги, иначе чернила не вытекут из ручки. Прорезь между усиками и выгнутая поверхность пера указывают верное положение ручки. Подсказкой является и направление непишущего конца ручки в плечо пишущей руки. Положение руки, лишь при котором будет писать перо, заставляет выправить и осанку.
На конце стального пера отсутствует металлический шарик, поэтому раздваивающиеся острые усики дают возможность перу не скользить по листу, как по мыльной поверхности, и не тратить усилий на сдерживание бега еще не твердой руки. Они, как пинцет, захватывают бумагу, не дают руке вибрировать и дрожать, что способствует формированию четкости линий. Поскольку перо достаточно мягкое, оно само заставляет регулировать силу нажима на него, ведь разъединенные от сильного нажима кончики пера не дадут чернил. Следовательно, рука не будет тратить лишних усилий и движения не будут скованными.
Возможность расслабиться руке дает и острие пера. Усилия тратятся лишь при движении кисти вниз и ослабевают при движении вверх, иначе перо просто порвет бумагу. Благодаря этому свойству буквы сочетают в себе «нажимные» и «волосяные», то есть толстые и тонкие, линии. Красота достигается естественным образом.
Объема чернил в перышке хватает на несколько букв. Обмакивание тоже дает передышку руке. Остается акцентировать внимание лишь на трех вещах: ровная спина, локоть, лежащий на парте, и наклон тетради.
При письме шариковыми ручками обучение идет не естественными, а дисциплинарными методами. Возможность этих ручек писать в любом положении и направлении формирует у детей неправильный захват ручки, неверную постановку руки и осанки. Линии долго обретают уверенный, четкий вид из-за чрезмерного скольжения шарика по бумаге. Ребенок не чувствует меры нажима на стержень. И конечно же шарик не дает варьирования толстых и тонких линий, придающих буквам изящество и красоту. А красота – это один из важнейших стимулов работы детей, действующий безотказно, побуждающий их учиться с интересом, удовольствием, являющимися залогом успеха.
Письму в тетрадях предшествовала работа на графитных, аспидных, дощечках, позволявших научить детей изображать буквы в увеличенном виде, стирать и исправлять написанное. Очень популярны были фребелевские упражнения, подготавливающие к письму, – рисование по клеткам.