Найти тему
Мой любимый ДОМ

Рассказываю, почему нельзя выбрасывать старое радио, а уж тем более радиолу

Оглавление

Всем привет и любимых мелодий!

Сколько радиоприемников, радиол и проигрывателей винила времен #СССР валялось где-нибудь на антресолях до переезда на новое место, до ремонта или генеральной уборки! Сама отвозила когда-то на помойку радиолу 1960-х. Теперь жалею! Вещь была красивая, но 10 лет назад воспринималась как бесполезная и громоздкая. А по нынешним временам все видится совсем иначе👇

Радиола «Урал» начала 1950-х. Минимальная стоимость такой на «Авито» - 5 тыс. руб. за практически убитый экземпляр. В идеальном состоянии может стоить раза в 1,5 дороже. Очень красивый, но не самый дорогой лот  данном обзоре
Радиола «Урал» начала 1950-х. Минимальная стоимость такой на «Авито» - 5 тыс. руб. за практически убитый экземпляр. В идеальном состоянии может стоить раза в 1,5 дороже. Очень красивый, но не самый дорогой лот данном обзоре

Ламповое радио будет расти в цене

К 1941 году в многомиллионном СССР насчитывалось всего порядка 500 тысяч радиоприемников. Если у кого такой сохранился — это редкое сокровище. (Год выпуска смотрите на задней панели.) Массовое производство началось в 1947-50 годах. В 1950-х ламповые радиоприемники и радиолы появились чуть ни в каждой советской семье. Казалось бы, отыскать послевоенный экземпляр в рабочем состоянии и должно быть не так уж сложно. А значит, они не должны быть дороги. Да? Попробуйте поискать их, хотя бы на интернет-барахолках. Как и старые монеты такие вещи со временем становятся редкостью, по цене уже сейчас некоторые раз в 10 дороже современных компактных устройств, и дальше будут только дорожать.

Дизайнерский радиоприемник «ВЭФ Супер М-557» с 1945 года выпускали на Рижском радиозаводе «ВЭФ». Сегодняшняя цена от 25 до 50 тысяч рублей
Дизайнерский радиоприемник «ВЭФ Супер М-557» с 1945 года выпускали на Рижском радиозаводе «ВЭФ». Сегодняшняя цена от 25 до 50 тысяч рублей

Красота – страшная сила

О, это изысканно красивые, вызывающие уважение как стильные предметы интерьера, устройства. Даже странно сравнивать отечественное #радио, к примеру, с отечественной одеждой или тракторами. Дело в том, что не обошлось без влияния капиталистического мира с его красивым дизайном. Так, один из первых радиоприемников СВД (сетевой всеволновой с динамиком) 1937 года выпускали, как сейчас говорят, по лицензии американской фирмы RSA, соответственно и внешний вид у него был заграничный (ниже будет фото того и другого). И это не единственный пример.
Были, правда, и простенькие с виду модели. Первые «Рекорды» 1945-47 годов внешне куда больше походили на приборы, чем на предметы интерьера.

Радиола «Фестиваль» ленинградского производства даже имела пульт дистанционного управления — проводной. Модели первого, 1956, года выпуска назывались «Ленинград», потом переименовали в честь 6-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957. Так вот «Ленинград» еще надо поискать, а за «Фестиваль» просят 15 тыс.
Радиола «Фестиваль» ленинградского производства даже имела пульт дистанционного управления — проводной. Модели первого, 1956, года выпуска назывались «Ленинград», потом переименовали в честь 6-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957. Так вот «Ленинград» еще надо поискать, а за «Фестиваль» просят 15 тыс.

Закончился же «золотой век» лампового радио к 70-м годам ХХ века (то есть 50 лет назад) с изобретением легких переносных транзисторных приемников типа «Спидолы» и VEF. Многие из них тоже представляют ценность, но это, как говориться, уже совсем другая история.

Как понять, что вещь ценная

Не буду вдаваться в технические подробности устройства радио. Наша цель — #раритет и #дизайн. Обозначу лишь один момент, связанный с ценой, а именно количество ламп. Чем их больше, тем сложнее и качественнее модель и выше класс. Самый высокий — первый класс. Приборы массового спроса выпускали третьего и четвертого класса.
Серийные модели постоянно совершенствовались. Рождались все новые и новые модификации. Были случаи, что модель запускалась в производство, а через год дорабатывалась. Поэтому «первые ласточки» могут оказаться ценными для коллекционеров из-за редкой конструкции.
Одна и та же начинка могла быть оформлена как в пластиковый, так и в металлический или деревянный корпус. Соответственно цена тоже менялась.

Радиола «Мир-154Р» в стиле, как тогда называли «Комбайн», в деревянном корпусе весила более 40 кг. Выпускал Рижский завод ВЭФ начиная с 1955 года. Ну ведь хороша! Видно, что вещь дорогая. От 23 до 70 тыс. руб.
Радиола «Мир-154Р» в стиле, как тогда называли «Комбайн», в деревянном корпусе весила более 40 кг. Выпускал Рижский завод ВЭФ начиная с 1955 года. Ну ведь хороша! Видно, что вещь дорогая. От 23 до 70 тыс. руб.


Иногда менялись названия марок. Так, один из первых радиоприемников «Москвич» с минимальным количеством ламп (
их было всего три), а потому дешевый и поистине народный, имел несколько названий. Выпускался он одновременно на нескольких заводах по всей стране, а также в Румынии и в Китае. Так вот в Китае он именовался «Пекин», а у нас производился и как «Москвич», и как «Весна», и как «Кама».

Совет. Внимательно изучите маркировку своего старого радиоприемника или радиолы и поройтесь в интернете. Возможно вы являетесь обладателем редкой, а значит дорогой модификации.

Тогда не пели под фанеру…

Одной из первых отечественных моделей радиол можно считать радиоприемник с электропроигрывателем со скромным названием «Д-9» 1938 года выпуска. Его делали и настольным, и напольным («СВД-9»). За счет большой высоты напольный вариант имел компактные габариты по ширине и глубине. К сожалению, в продаже таких я не нашла. Зато нашла их американский прототип 1936 года — лендлизовскую консольную радиолу RCA Victor model 9U. Поразилась ее стоимости👇

Слева консольная радиола RCA Victor model 9U, 1936 год. Цена, на минуточку, 200 тыс. рублей. Справа  - СВД
Слева консольная радиола RCA Victor model 9U, 1936 год. Цена, на минуточку, 200 тыс. рублей. Справа - СВД

Раритет раритетом, а куда ставить будем?

Итак, даже если вы не коллекционер, не торопитесь расставаться с красивой радиолой или старым ламповым приемником. И поверьте, место им не на антресолях, а на виду. Даже в современном минималистичном интерьере он будет прекрасно смотреться, более того, станет настоящим артобъектом. Небольшой экземпляр можно установить на рабочем столе в качестве необычного аксессуара. Можно поставить на полку, украсить им стеллаж как в жилой комнате (только не в детской – достанут и поломают), так и в прихожей. Учитывайте его солидный вес порядка 15 кг и крепите полку на совесть. Конечно большую и тяжелую радиолу на полку не поставишь. Что делать? Мне кажется лучший вариант – купить подходящий журнальный столик, консоль, высокий табурет или барный стул.
Радиола более позднего периода зачастую на собственных ножках или подставках, то есть «самодостаточна». И она отлично дополняет модные ныне и при этом очень азные интерьеры: мид-сенчури модерн (в стиле середины 1960-х), лофт, фьюжн .

«Ригонда» 1963- 1976 г. На «Авито» просят 3-5,5 тысячи руб. (предложение за 2500 уже ушло)
«Ригонда» 1963- 1976 г. На «Авито» просят 3-5,5 тысячи руб. (предложение за 2500 уже ушло)

Кстати, по поводу картинки выше☝️ Радиола «Ригонда» выпускалась с 1963 года на рижском заводе имени А.С. Попова. Как пропустили такое название, неизвестно. Вообще-то Ригонда — остров, оккупированный колонизаторами и жаждущий их свержения из романа В. Лациса «Потерянная Родина». Скорее всего, роман не переводился на русский язык, а может, партийное руководство его просто не читало.

На заметку. Качество звучания старых пластинок, радиол — это да, восторг, для тех, кто ценит. А вот на старое радио вы вряд ли что поймаете в хорошем качестве, если только какой-нибудь умелец не приложил к нему руки. Просто, большинство радиостанций перешло на FM формат, не поддерживаемый техникой времен СССР.

Было бы желание, а место для дорой сердцу (и просто дорогой) радиолы дома обязательно найдется
Было бы желание, а место для дорой сердцу (и просто дорогой) радиолы дома обязательно найдется

Старое или новое?

Если бы не война, массовый выпуск радиол начался бы уже в 1941-42 годах. Но отодвинулся на 15 лет. Возможно, благодаря этому до сего дня сохранилось больше экземпляров и, с учетом перспективы, почему бы не прикупить, если водятся лишние деньги. По качеству звучания модели высшего класса, например, такие как «Симфония» 1960-х рижского производства, вполне имеют право служить и в наше время. Одна проблема: даже будучи в отличном состоянии, старая радиола когда-нибудь сломается, и запчастей вы к ней не найдете.
Когда на первом месте дизайн и функционал, а не коллекционная ценность, как вариант, можно купить современный проигрыватель винила в ретро-дизайне. Таких сейчас предостаточно на Маркете.

Текст: Татьяна Гронская

_______________________🏡

У нас интересно! Подписывайтесь, читайте и лайкайте:

Искала на Авито столик, а нашла консоль – самый спорный и самый многозадачный предмет мебели
Люстры побывали на помойках и теперь возвращаются?
Почему антикварные зеркала продают за копейки?