Найти тему
Добрый Психологист

Мужик хамил продавцу, требуя обслужить без маски. Вызвал на него полицию.

Наша всем уже ставшая любимой заразка продолжает маршировать по планете и стране, ставя новые антирекорды. На местах началось активное ужесточение профилактических мер.

Даже до провинции докатились меры по контролю за соблюдением масочного режима и после серьезных штрафов как сетевики, так и небольшие магазины принялись активно требовать от посетителей натягивать как свои собственные, так и «бесплатные» маски салфеточного типа.

Утомившись заставлять людей применять маски в магазинах, Роспотребнадзор вместе со смежными, допущенными к контролю ведомствами (муниципалитеты, полиция) активно взялись за торговые точки. Прецеденты привлечения к ответственности торговых точек (юрлиц, руководства, сотрудников в том числе) за несоблюдение масочного режима посетителям уже имеются как в регионе, так и по стране в целом и активно развивается. Ход конем успешен – продавцы теперь категорически отказываются обслуживать посетителя без маски, обеспечив ему, в большинстве случаев, бесплатные маски-салфетки на кассе.

Правила есть правила, а закон (да-да, закон – КоАП РФ) есть закон. А штрафы для продавца/администратора ого-го какие – от 15-50 тысяч, в зависимости от «тактики правоприменения» - либо штрафуют как «физюка», либо как «должностное лицо».

Казалось бы – ну не хочешь ты в маске по магазину шастать, так хоть перед кассой натяни, пробей товар и иди с миром. Но нет – на свет полезли ОНИ – всегда грамотные, умные, разбирающиеся в законах, Конституции, вирусологии и еще 100500 сферах – «диванные знатоки». Из серии тех, кто знает все об олигархах, но не знает, с чего у него зарплата сложена.

Они скандалят, упираются, орут на продавцов, хамят, задерживают очередь. Отравляют жизнь себе, продавцу, окружающим.

«Гoлonoпыe бегуны» - так называл подобных один весьма умный профессор по предмету истории политических и правовых учений, преподававший у нас в ВУЗе. Когда человек не может выделиться иными достижениями или качествами – он скидывает портки и несется по площади, привлекая к себе внимание хотя бы этим. И не поспоришь!

Во славу "гражданско-торгового кодекса!"

С таким повезло столкнуться вчера. За полчаса до закрытия сетевого маркета заезжаю за продуктами. Еще нужно успеть в аптеку, которая закрывается так же через полчаса и до которой ехать минут 5-7.

На кассу в очереди три человека без учета меня. Сотрудников в магазине двое – кассир и товаровед, копающийся в зале с ценниками. После 22-00 там трафик почти нулевой, поэтому такая вот «оптимизация».

И вот самым первым в очереди стоит такой «знаток», который уперся рогом и категорически отказывается надевать маску для получения заветной «поллитры», буханки хлеба и пары консервов.

Это нарушает его права, свободы, Конституцию, конвенцию ООН об отмене рабства (чё-ё-ё-ё?!) и гражданско-торговый (!!!!) кодекс. Да-да, именно его. Потому что, цитирую: «Он, как потребитель, имеет право АфЁрты без маски».

Ржу.

Кассирша стоит на своем, вежливо поясняя, что «не она это придумал, с нее требуют – требует и она».

«Борец за права АфЁрты без маски» скатывается в хамство, оскорбляя и внешность, и умственные способности девушки. В духе «Ты *цензура* кривая, если тут безмолвно все глотаешь, лучше бы шла мужские *цензура* полировать, раз такая покорная *цензура*».

За нее вступается следующая клиентка в очереди – женщина лет 50, которая тут же получает ушат помоев на себя. Подключается вторая и ее просто напрямую посылают далеко и надолго.

Не, ну это уже ни в какие рамки. В очереди, да и в магазине я, видимо, оказался единственным мужиком (бузoтeр им явно не является, судя по его манерам общения с женщинами).

- Эй, хорош уже моросить! Ты всех задерживаешь! Иди жену дома строй или законы почитай, наконец-то, и не смеши людей своим «торговым кодексом» с АфЁртами! – не выдерживаю и я, понимая, что в аптеку рискую не успеть из-за этого актера местной дуpки. – Чего ты до девчонки прикопался, она это придумала, а?

«Клиент» свирепо смотрит в мою сторону, но бoрзoта сникает. Весовые категории у нас явно разные, с отрывом сантиметров на 30 в росте и килограмм в 40 – в весе. В мою пользу. Тактиками боя не владею, но свалить и затоптать могу, если придется.

- Ну?? Или маску натягивай или иди с миром, - подхожу поближе я. – Хватит на женщинах утверждаться.
- Я. Никуда. Не уйду! Меня обязаны обслужить – пусть или письменно откажут, или силой выведут! с вызовом смотрит оно на меня, скалясь. – Или ты выведи, если я тебе так мешаю!

Судя по свежим ссадинам и синякам на виске и шее, а также сходящим следам небольшого фингала недельной давности – мужичок или профессиональный потерпевший, или опытная боксерская груша. Хронический перегар добавляет антуража. Мужику лет 45, но выглядит на все 60. Было б жалко, если б не так противно.

- Перчатки в машине оставил, нельзя же все подряд лапать в наше сложное время, - фыркаю я и добавляю кассиру. - Вызывайте наряд…
- А вызывай! Я заявлю, что незаконно лишили меня прав на покупку! – встревает «клиент».

Девочка за кассой жалобно на меня смотрит и разводит руками. Я как раз вспоминаю, что в этой сети не приветствуются ссоры с клиентами, если только они не несут угрозы жизни и здоровью сотрудников и клиентов, или же имуществу магазина. И за каждый вызов объяснительную им писать еще.

Ок, поможем. Набираю городской номер дежурной части, благо, что со времен судебной работы он крепко остался в памяти и не менялся. Звонить через 112 слишком долго и слишком много вопросов.

- Добвечр. В магазине по адресу такому-то гражданин без маски нецензурно выражается в адрес продавца и посетителей, скандалит и мешает обслуживать клиентов. Да, из-за маски. Да, я посетитель. Да.
- Ой, да не *нецензурное определение вранья*, звонит он, - отмахивается наш смутьян и снова обращается к продавщице. – Ну, так и будем этот цирк смотреть?! Пробивай давай, не ломайся!

Я демонстративно перевожу звонок на громкую связь.

- ….зовите свою фамилию еще, и год рождения, - голос дежурного отчетливо доносится из динамика. Называю.

Мужик сменяется в лице и забывает про продавца.

- Передаю вызов, ожидайте группу… - телефон отключается.
- Э-э-э… че… ты че реально мeнтaм звонил? – уровень удивления сопоставим с обнаружением внеземной формы жизни по утру в собственной бороде.
- Отойди в сторонку и жди гостей. Им и расскажешь о своих претензиях. И паспорт приготовь – сейчас тебя оформят и потом в суд, на штуку минимум, - я отодвигаю в сторону его продукты и киваю стоящей поодаль женщине – мол, прошу. – Давайте уже двигаться, я спешу.
- Ты куда *цензура* лезешь. А ну отошел! – начинает ерeпeниться наш герой и делает шаг вперед, когда кассир берет товар следующей клиентки и начинает пробивать.
- А то ЧТО будет? Ну? – закрываю ему подход к кассе, наплевав на социальную дистанцию. – Что будет?

Мужик мрачно смотрит на меня и, матюгнувшись, валит к выходу.

- Эй, а полицию подождать? – кричу вслед. – Ты ж свой торговый кодекс защищать хотел?

Но «борец за АфЁрту» уже сдулся.

- Это пятый только за вечернюю смену… - устало произносит девушка за кассой. – А завтра мне весь день это слушать…
- Обострение. Держитесь, это только начало. Я отменю вызов…

Дежурный отмену принял, но все равно уведомил, что «наряд при патрулировании заедет, если успеет до закрытия».

Ожидал «продолжения банкета» на улице – но никого там уже не оказалось. Видимо, маску пошел искать… Или читать «гражданско-торговый кодекс».

И как послевкусие

Вы, дорогие «борцы с масочным беспределом»… Вы зaдoлбали до зубовного скрежета своим невежеством и неграмотностью. Что вы хотите от продавца, который часами и так задыхается в этой маске, так теперь еще обязан и за вами, непутевыми следить?

Чего вы добиваетесь, оскорбляя стоящего за прилавком человека? Правды? Свободы? Порядка?

Оставьте продавцов в покое. Если так хочется свершить что-нибудь во благо «свободы» - оспорьте Указ/Постановление губернатора, выписанный вам штраф или же ответ Роспотребнадзора на тему того, что «все хорошо, прекрасная маркиза». С радостью возьму на вооружение результат такого труда и донесу его миру.

Вот только как юрист я понимаю, что ничего вы не оспорите и ваш удел – это пыль и дешевые выходки перед тем, кто находится в заведомо подчиненном положении. Поорал на девочку-продавца, нахамил, оскорбил – и сразу весь такой вознесся над своим сидящим на кромке плинтуса Эго, почувствовал себя значимым и заметным. Как продукт отхода жизнедеятельности на белом кафеле.

Тьфу. Тьфу еще раз.

Ах да. Может ли продавец отказать в обслуживании без маски? И да, и нет. Но скорее – да, может. А в современных реалиях – не только может, но еще и обязан.

В ГК РФ такого основания нет, тут я соглашусь. Однако исполнение санитарных норм является важной составляющей законной работы бизнеса. И нормы эти прописываются в целом ряде профильных документов, имеющих статус подзаконных актов, но так же обязательных для бизнеса. И за нарушение этих норм есть вполне себе серьезная административная ответственность.

Допустим, вы лично не согласны. Куда вы будете жаловаться на продавца? Правильно, в Роспотребнадзор – он отвечает за защиту прав потребителей. Но… тут такое дело… Это ведомство еще в мае 2020 года свою позицию обозначило – продавец МОЖЕТ отказать в обслуживании клиенту без маски, если ношение таковых в регионе обязательно. Как думаете, какой ответ будет дан на вашу жалобу?

Здесь есть несколько скользких моментов, но… продавцы там явно не при чем. Так что, господа-борцы, жалуйтесь в Роспотребнадзор, получайте отказ, обжалуйте этот отказ и, возможно, вы сможете реализоваться где-то еще, кроме оскорблений подневольных людей.

А всем, кто станет свидетелем поведения, подобного описанному выше – никакого физического воздействия на таких провокаторов. Даже если вынуждают. Даже если очень хочется. Большинство из них этого и добиваются – выводят продавца, клиентов вокруг, посторонних людей, ждут ответного хамства, а потом жалуются, жалуются и жалуются на всё и вся. А если схватят вживую – то радостно еще и денег поднимут.

Попался упертый чудик, который лично вас задерживает – вызывайте наряд полиции. Имеете право – т.к. совершается административное правонарушение по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ (это на случай, если полиция скажет «а зачем нам ехать?!»), не считая сопутствующих составов в виде оскорбления и т.д.

Продавец это, подчас, не может или не хочет делать по определенным обстоятельствам. Как минимум по той причине, что задолбается показания давать.

Палец вверх, если где-то согласились.