Найти в Дзене
Coracero

Как появился "чистый вермахт"? Об истории возникновения феномена "Коли из Уренгоя".

Оглавление

Если кто не в курсе этой истории, то в рамках совместного российско-германского образовательного проекта школьники из России (город Новый Уренгой) и Германии (город Кассель) изучали биографии, соответственно, немецких и советских* военнопленных и остарбайтер.

Изучив материал, они подготовили доклады, с которыми и выступили в парламенте в Германии в День скорби по павшим в войнах и в лагерях смерти - 19-го ноября 2017-го года.

Двое из трёх российских школьников в своих докладах назвали немецких солдат мирными людьми или невинными жертвами.

Дословно из доклада Коли: "невинно погибшими людьми", "многие из них хотели жить мирно и не желали воевать".

на этом моменте Коля рассказывает про Сталинградский котёл, а на галёрке, похоже, травят анекдоты.
на этом моменте Коля рассказывает про Сталинградский котёл, а на галёрке, похоже, травят анекдоты.

Иронично, что единственная школьница из Нового Уренгоя, которая не говорила про мирных солдат Вермахта, на самом деле, привела в пользу такой точки зрения хоть какие-то доказательства, поскольку процитировала в своём докладе не только общие сведения о судьбе солдата - военного медика, но и его письма домой родным, в которых он говорил о войне: "когда весь этот бред закончится".

Уже по итогам выступления? Коля оправдывался, что биографию солдата, по которому он делал доклад, ему прислали из Германии. И этот конкретный солдат был хороший. И, вообще, это могла быть провокация.

Журналист: ты думаешь это была провокация
Коля: возможно

За всё хорошее, против всего плохого.

Хотя я иногда использую "Колю из Уренгоя" как имя нарицательное, к самому Коле у меня нет особых вопросов.

Сделать кривое обобщение, основываясь на материалах об одном человеке или факте, может любой, вне зависимости от возраста и профессии.

  • свежий пример: в комментариях человек рассказывает о "честном вояке" Гудериане, который ему открыл глаза на правду о войне

Куда смотрели учителя, получавшие образование в "развесёлых" 90-х годах, тоже вопрос риторический. Мне в те годы на уроке истории "Ледокол" Резуна читали, так что вариант Коли ещё не самый плохой, из того, что могло пройти через учительский состав средних лет.

Плохо то, что ни этот Коля ничему не научился и не научится, ни другие на его примере ничего не поняли.

  • мне, на самом деле, неизвестны приказы или документы, которые доказывали бы, что Гудериан был военным преступником, но вот какие приказы отдавал другой послевоенный "честный вояка" и мемуарист:
«Каждый солдат должен проникнуться необходимостью беспощадно мстить евреям — идеологическим носителям большевистского террора. Мстить, чтобы в корне задушить все мятежи, организаторами которых являются по большей части евреи».
Манштейн Э. - из приказа по 11-й Армии от 20-го ноября 1941-го года
цит по Ветте В. "Война на уничтожение: Вермахт и Холокост"

Когда Гарри Поттер пишет историю.

Как вообще сложилась такая точка зрения на историю Второй Мировой Войны, что Вермахт не просто избежал исторической ответственности за свои преступления, но и был уравнен, а часто и возвышен в своём морально-историческом облике над Красной Армией?

Мы знаем наших "историков" конца СССР и периода 90-х годов*, которые делали себе имя на разоблачении всего советского, что могли найти, но аналогичный процесс прошёл и за рубежом, причём гораздо раньше.

  • некоторые из них и сегодня имеют своих поклонников
  • да и государственная пропаганда, если судить по минкультуры, не сильно отошла от штампов тех лет

Возможность* переписать историю под себя германские генералы получили почти сразу после войны.

  • физически, они её получили, когда избежали виселицы в Нюрнберге

В США в 1947-м году, для обобщения опыта прошедшей войны, было создано "Историческое подразделение" - Historical Division of the United States Army, создавали его на основе Исторической Организации армии и её наградного или почётного отделения*, простите за кривой перевод, позже ставшее Центром Военной Истории.

  • Organizational History и Honors Section
  • ссылку на официальный сайт я дать не могу, где-то по пути к нему есть блокировка, но гугл его-таки находит по названию

Армия США, заполучив в свои руки множество высокопоставленных германских военных, желала заполучить и их знания и опыт.

В Историческом подразделении был создан отдел для работы с немцами, который возглавил полковник Гарольд Поттер.

Первоначально, отдел собирал сведения о ходе военных операций, военном планировании, а, заодно, и о Красной Армии, опыт войны с которой мог пригодиться с ухудшением отношений между СССР и США.

С немецкой стороны, готовность к сотрудничеству высказали ещё до того как был задан вопрос, для германских генералов это была отличная возможность продолжить проигранную ими борьбу с большевизмом, о чём говорил, совершенно открыто, генерал-полковник Гальдер.

Именно Францу Гальдеру (бывшему начальнику Генерального Штаба Сухопутных войск), как одному из старших по званию среди пленных, да ещё и бывшему с 1942-го года в немилости у Гитлера, предложили возглавить работу немецких военных, сначала по обобщению военного опыта, а с июля 1947-го уже и по написанию истории войны со стороны Германии*.

  • для гражданских историков немецкие военные архивы были закрыты до 1970-х годов, так что и они работали "через Гальдера"
Через 12 лет, подводя итоги своей деятельности,уже сам Гальдер писал тогдашнему министру обороны ФРГ Францу Йозефу Штраусу: «Я знаю, что успех никогда не пришел бы, если бы не самоотверженная и зачастую жертвенная работа старых товарищей [...] снова вставших плечом к плечу в деятельности, которая — пусть внешне и опиралась на американскую армию — преследовала лишь одну цель: служить Германии и ее будущим войскам [...] Нашей работой мы уже сейчас закрепили в веках сверхчеловеческие достижения немецких солдат, служивших своему народу»
И.Петров из предисловия к изданию дневников генерала Хейнрици:
"Заметки о войне на уничтожение. Восточный фронт 1941-1942 гг. в записях генерала Хейнрици"

Историю не просто переписывали под свои взгляды, но и заранее консолидировали их.

Кто-то, включая самого Гальдера, издавшего свои дневниковые записи, или генерала Мюллера-Гиллебрандта*, писал технические тексты или сводил статистику, кто-то издавал мемуары.

  • Его работа - "Сухопутная армия Германии. 1933—1945 гг."

Общим местом было игнорирование военных преступлений Вермахта или их массового характера, благо, что руководство Сухопутных войск избежало приговора в Нюрнберге и их оправдание, по большинству пунктов, не подпадало под уголовную ответственность как оправдание преступлений нацизма.

Холодная война, шедшая и на идеологическом фронте, стала дополнительным катализатором формирования образа "чистого вермахта", а заодно и профессионального, героического и так далее.

Этот исторический фарс продолжался до конца 1970-х годов, когда историки работавшие с открытыми, наконец, архивами смогли собрать достаточно материала, и написать по нему серьёзные работы, чтобы противопоставить его сформированному и уже традиционному образу.

  • так, например, появилась работа Кристиана Штрайта "Они нам не товарищи" об уничтожении советских солдат и гражданских лиц в германском плену

Хотя в научной дискуссии историки, в конечном счёте, победили, уже дважды битых генералов, но дискуссия публичная не прекращена, в полной мере, и сегодня.

Именно в таком виде история Вермахта, открытая для широкой публики, пришла уже в Россию в 1990-е годы, с первыми изданиями мемуаров и "историков"-традиционалистов.