Продолжаем анализ нового задания 9 из проекта демоверсии ЕГЭ по русскому языку 2021 года (начало см. здесь).
Обратимся непосредственно к заданию и рассмотрим использованные в нем слова. Правильными ответами указаны ряды 1 и 5 (надо указать варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня).
1) увековечить, исполнитель, прославлять
5) преподаватель, разгадать, примерять (вещи)
Если подходить строго, то нельзя ряд 1 считать верным из-за слова увековечить. Современное морфемное членение этого слова – у/вековеч/и/ть. Нельзя подобрать однокоренное слово (с одним и тем же корнем), чтобы в корне –вековеч- гласные были под ударением. В «Словаре морфем русского языка» А.И. Кузнецовой и Т.Ф. Ефремовой и в двухтомном словообразовательном словаре А.Н. Тихонова отсутствует связь между словами увековечить и век. Если проводить диахронический анализ, конечно, эта связь быстро восстановится. Хотя и это уже не столь важно, так как гласную о в корне -вековеч- ничем не проверить.
Ряд 5, увы, содержит «провокационное» слово преподаватель, в котором актуальным считается выделение корня препода-(во всех словарях, указанных здесь). Да, гласная а в нем проверяемая. Не все согласятся, но и гласную е можно проверить разговорным препод. Но вот о ничем не проверить. Получается, в корне этого слово есть и проверяемые, и непроверяемая. А как быть ученику?
Теперь обратим свое внимание на ряд 4, который признан ошибочным. 4) формализм, убедить, подражание. Для слова формализм легко находится проверочное однокоренное слово. Глагол убедить в указанном выше словаре морфем является однокоренным существительному побéда. А в соответствии с пособием разработчиков (Цыбулько И.П. ЕГЭ. Русский язык. Отличный результат. М., 2020, С. 126) подражание и дразнить – однокоренные слова, получается и здесь возможна проверка. Если проанализировать материал этого пособия, посвященного заданию 9, то появится еще больше вопросов. Так, слово сумерки сначала указано в составе словарных слов. Потом оно попадает в ряд правильного ответа на безударные проверяемые гласные. В теоретической части указано, что в слове прекословить есть корень прек-, но позже это слово включается в задание 10 (правописание приставок) с пропуском первой гласной.
Из сказанного выше очевидна проблема для составления задания 9. Это современное морфемное членение слов. Казалось бы, что сложного в решении орфографической задачи в словосочетаниях просв..щение народа, посв..тить поэму любимой. Проблема в том, что в словарях по-разному указан состав морфем в этих словах. Так, в словарях А.Н. Тихонова, З.С. Потихи в словах посвятить, посвящение приставка не указана. И строго говоря, слова святость, Святки не являются для них однокоренными. Но вот в словаре Б.Т. Панова и А.В. Текучева приставка в этих словах выделяется, в пособии разработчиков ЕГЭ указан корень –свят-. Аналогичная ситуация со словами просвещение, просвещать – разное в словарях морфемное членение. Таким образом, фиксация корней посвят- и просвещ- формирует очередные непроверяемые слова, так как проверочных слов с одним и тем же корнем нет. Ниже на фотографии можно увидеть, как отличается выделение корней в школьных словарях.
Повторимся, что для практической цели – грамотного письма – мы вряд ли бы стали обращать внимание на морфемное членение глаголов просвещать, посвятить. Однако ЕГЭ – это не место для додумывания и решения вопросов, по которым лингвисты не могут прийти к единому мнению.
Продолжение следует…
Если статья понравилась, проголосуйте за неё. Подписывайтесь на наш канал.
Всем удачи на экзамене!
(с) Автор – Бисеров А.Ю.