Найти тему
Катехизис и Катарсис

Последний галерный флот


Турецкий галерный флот был упразднен даже позднее французского (французский — в 1748 году, а турецкий — в 1790 г.). Причиной этого были прежде всего местные условия — сильно развитая береговая линия, множество островов; кроме того, объясняется это еще и тем, что мореплавание и морская торговля вообще были мало развиты у турок, а для морского разбоя в тамошних тесных водах весельные суда тоже были более пригодны. Наконец, турки и вообще никогда не были настоящими моряками, а только солдатами на воде. В начале XVIII столетия турецкий флот на Черном море был очень силен и состоял из 45 парусных судов; флот в Архипелаге состоял, насколько известно, из 30 линейных кораблей и нескольких дюжин галер, с 60 000 людей. Кроме того, имелась еще Дунайская флотилия, состоявшая приблизительно из 200 судов, преимущественно 8-10-весельных канонерских лодок, с двумя орудиями (3-8 фунтовыми).

арт
арт

После 1750 года новый капудан-паша Гассан ввел некоторые реформы; флот предполагалось увеличить до 40 линейных кораблей, но на это не хватило средств. Вопрос о личном составе и в армии и во флоте представлял большие трудности; дело в том, что турки были обязаны службой только в летние месяцы, осенью же уходили домой. Чтобы помочь такому положению дела, предполагалось построить большие казармы в Синопе, Константинополе и Митиленах, но план этот был выполнен только отчасти. Арсеналы существовали в Синопе, Константинополе и Родосе. Настоящими моряками были собственно говоря, только греки, варварийцы и небольшая часть прибрежных жителей Румынии. Последним крупным сражением в истории парусного флота было Наваринское сражение. Произошедшее на четверть века позже Синопское сражение 1853 года включало как парусные (с русской стороны), так и парусно-паровые корабли (с турецкой). Начиная с середины XIX века, после Крымской войны 1853−1856 годов, во всех европейских странах, более или менее развитых, начинают строить паровые корабли.