Долгое время было принято считать, что первая аэродинамическая труба в России была построена Н.Е. Жуковским в начале 20го века, когда он создал в Кучино под Москвой аэродинамическую лабораторию, которую в 1918 году переименовали в ЦАГИ – центральный аэродинамический институт. Но потом выяснилось, что Циолковский был первый, а случись эта история на сто лет позже, то наверняка бы попала в одну из программ "Пусть говорят" или что то типа того…
В конце 19 века, Циолковский К.Э. усиленно работал над проблемами аэродинамики и внимательно следил за научными публикациями касательно споров о перспективности ЛА легче воздуха (дирижаблей) или ЛА тяжелей воздуха (аэропланов). Ответ на этот вопрос должны были дать опыты по сопротивлению воздуха.
К.Э. Циолковский сперва на собственные деньги, а затем при финансовой поддержке Российской академии наук соорудил в Калуге первую в России аэродинамическую трубу с открытой рабочей частью. Она была предназначена для испытания в искусственном воздушном потоке аэродинамических свойств ЛА различных геометрических форм, которые ученый так же делал самостоятельно из плотной бумаги и т.п.
Как в последствии вспоминала его старшая дочь Любовь Константиновна «…Он вертел рукоятку машины, вел счет, который записывал на бумагу. Входить в это время в комнату строго запрещалось. Иногда он проводил опыты на крыше сарая и радовался, когда они удавались…»
А сам ученый говорил об этом так: «..бывало запрешься на крючок так, что бы не отрывали и не нарушали правильность воздушных течений. Стучится письмоносец, а открыть дверь нельзя до окончания наблюдения…»
Сам Циолковский писал о своей трубе в автобиографии следующее: «…Огромный отчет об этих опытах с таблицами и чертежами хранятся у меня до сих пор. В трудах Академии они не были напечатаны отчатси по моему упрямству. Но извлечения из опытов появлялись во многих журналах…»
После завершения своих опытов, К.Э. Циолковский собрал все результаты, записав их в одну тетрадь объемом 272 страниц, которую послал Жуковскому.
А далее началось самое интересное:
Б.Н. Воробьев в книге о Циолковском из серии «ЖЗЛ» в 1940 году написал следующее «…Ответа от Жуковского о получении рукописи и об ее дальнейшем продвижении не последовало. Циолковский снова напоминает Николаю Егоровичу – безрезультатно…». «…Все мои попытки найти тогда тетрадь не имели успеха. Циолковский очень волновался из-за этого и часто советовался, как вернуть рукопись».
Очная встреча Циолковского и Жуковского состоялась в Петербурге на Всероссийском воздухоплавательном съезде в 1914 году, где он лично задал вопрос о судьбе рукописи Жуковскому, но получил ответ что тот не получал никакой рукописи…
Циолковский был сильно расстроен, но продолжал поиски рукописи. Рукопись в итоге нашлась спустя 30 лет в архиве Н.Е. Жуковского.
В сороковые годы 20го века дочь Циолковского пыталась вести полемику касательно первенства К.Э. Циолковского в создании первой аэродинамической трубы. В 1982г. в Колонном зале Кремля на 125 летие Циолковского профессор, генерал-майор А.А. Космодемьянский выразил свою вину в том, что не смог отстоять за Циолковским титула «основоположника аэродинамики».
Вот такая «Битва Титанов» произошла между двумя выдающимися людьми, один из которых стал отцом космонавтики, а второй авиации.
P.S. данная статья написана на основе материалов, изложенных в книге А.В. Костина «К.Э. Циолковский известный и неизвестный».