Социальные условия и правильная среда для развития способны творить чудеса, и ребенок может достичь больших успехов за короткие сроки. Важно подобрать для него правильную деятельность, сформировать круг общения и давать посильные задачи. Поговорим о том, как это сделать.
Согласно возрастной психологии, у ребенка есть потребности не только базовые, но и присущие его возрастному уровню развития.
Ребенок растет, спектр его возможностей расширяется. Каждому возрасту соответствует определенный жизненный потенциал, требующий реализации.
То есть, потребности, интересы и желания ребенка зависят от его возраста. Если потребности не удовлетворяются, ребенок капризничает. Взаимодействовать с ребенком, строить общение, воспитание и обучение нужно с учетом его возрастных особенностей. Какие же это особенности и потребности?
В возрасте от рождения до 1 года это потребности в еде, комфорте, безопасности и сне, исследовании окружающей обстановки.
Ребенок нуждается в любящем заботливом взрослом, который его кормит, купает, ласкает, разговаривает, оберегает.
Капризничает ребенок, если нарушаются базовые (биогенные) потребности: ему не комфортно, холодно или жарко, либо он голоден, хочет спать, или у него что-то болит. Младенец не может вредничать и делать что-то «назло».
С 1 года до 3-х лет ребенок начинает узнавать взрослых, оживляется, требует внимания, стремится изучать предметы. Он развивается, общаясь со взрослыми. В этом возрасте ребенок начинает осознавать себя, узнает себя в зеркале, нуждается в эмоциональном контакте и активности. Для него важна мама — самый главный человек.
Когда мама спросила 3-летнюю дочку: «что такое счастье?», она не задумываясь ответила: «Ты!»
В этом возрасте у ребенка есть желания. Он хочет быть с мамой, важным взрослым. Малыш капризничает, если не получает желаемого, чтобы привлечь внимание.
Когда мама находится в состоянии раздражения, усталости, в неприятных отношениях – ребенок «считывает» негативные эмоции. Он еще не умеет сдерживать свои чувства, не может описать их с помощью слов, рассказать о своих переживаниях, но умеет грустить и плакать.
В возрасте от 3 до 5 лет идет знакомство ребенка с социумом, познание людей и мира. Многие дети начинают ходить в садики и студии.
Развивающая деятельность ребенка в данном возрасте — совместное освоение предметов и игрушек. Он нуждается в занятиях, которые задействуют мелкую моторику руки, восприятие мира и речь. Предметные взаимодействия позволяют наладить контакты со взрослыми и сверстниками.
Капризничает ребенок в этом возрасте, если не удовлетворены его потребности взаимодействия с людьми. Своими капризами он говорит: «Мне скучно. То, что со мой происходит, не развивает, а убивает меня».
Именно в это время родители, вместо садика и совместных игр, занимают ребенка мультиками и компьютером, а потом жалуются на зависимость от гаджетов.
В возрасте от 5 до 7 лет ребенок осваивает новую деятельность – ролевую игру.
Уже знакомство с другими людьми состоялось, нужно научиться выстраивать отношения. И тут на помощь приходит игра, в которой дети
копируют поведение взрослых, сюжеты их жизни, примеривают на себя разные роли.
Это меняет представление ребенка о самом себе. Он уже не пассивный наблюдатель, а тот, кто активно меняет ситуацию. Учится распознавать и выражать свои эмоции, отвечать на вопрос «какой я».
Капризы и истерики ребенка в этом возрасте бывают из-за того, что «происходит не по-моему», как следствие столкновение его желаний с интересами других людей. Следует объяснять ребенку важность правил взаимодействия и договоренностей.
Здесь уже можно ярко заметить склонности и индивидуальные особенности ребенка, которые станут основой его взрослого характера.
Именно в контакте с другими детьми начинают проявляться лидерские качества, организаторские способности, стремление подчинять своему порядку и правилам, жажда быть героем и победителем, находиться в центре внимания, желание предчувствовать и ощущать, защищать и манипулировать, придумывать, договариваться.
Наблюдая за своим ребенком, вы всегда можете заметить его ведущие качества.
И кстати, капризы тут могут быть следствием того, что ребенку не всегда удается получить требуемый эффект от группы людей.
Но у ребенка всегда есть любящие родители, которые помогут поверить в себя: 5 поступков родителей, которые важны дочери и сыну в любом возрасте.