Ну, не самая, но одна из...
Угадали?
А так?
Благодаря мультипликаторам сюжет "Трех мушкетеров" мы все знаем еще с яслей. Помните "Пса в сапогах" - великолепную рисованную пародию на советскую музыкальную адаптацию? Колоритных мультперсонажей, в которых угадывались, ставшие архитипическими для советского зрителя, образы воинственных друзей, воплощенные Боряским, Смеховым, Старыгиным и Смирнитским, озвучивали Николай Караченцов, Валентин Гафт, Александр Ширвиндт и Юрий Волынцев - и это только часть звездного "каста" мультика (там были еще Ирина Муравьева, Василий Ливанов, Евгений Весник), короче, все лучшее - детям.
В год рождения "Пса в сапогах" (1981) вышел испанский мультсериал с удивительно похожей концепцией - "Д`Артаньгав и три пса-мушкетера". В девяностые этот аттракцион и потом, кажется, его более позднее продолжение показывали по центральному телевидению. Я его обожала, я в него играла даже. Недавно нашла в интернете заставку - песня там просто чумовая, нужно ее зимой, темным, метельным утром слушать для хорошего настроения.
Так вот. Что советские наивные экранизации, что лихие западные, что мультики, что фантазии, вроде уся Питера Хайамса "Мушкетер" с Тимом Ротом и Катрин Денев, или голливудской сказки "Человек в железной маске" с Жераром Депардье, Джереми Айронсом, Леонардо ДиКаприо, Джоном Малковичем и Хью Лори - все они повествуют о благородных героях, коварных злодеях, высоких чувствах, долге, чести и верности.
Как же я удивилась, обнаружив, что роман Дюма вовсе не о том...
Знакомая с сюжетом по многочисленным экранизациям, в детстве и юности я книгу не читала. Познакомиться с первоисточником решила только этим летом из-за короновирусного стресса: думаю, чем черт не шутит, может, весело-задорно, все-таки столько поклонников у произведения.
В каждой экранизации я с особенным интересом следила за линией Миледи - она в этой истории моя любимая героиня: сильная, мужественная, красивая, опасная, но такая несчастная, с внутренним надломом, с прошлым.
В романе над женщиной издеваются страшные, мерзкие дегенераты, а потом, загнав в угол, как лису, трусливо убивают.
Чем дальше я читала, тем шире распахивала глаза - они чуть не лопнули. Понятно, нравы семнадцатого века. Понятно, сексистские представления современного Александру Дюма-отцу патриархального общества.
Но ведь лицемерие, господа.
Все мужчины в романе скрываются под масками добродетели, лелеют свою честь, при этом совершая самые изощренные злодейства. Они просто неприятны, и самый отчаянный из них - Атос.
Это родовитое чучело сначала взяло в жены незнакомую красотку, почти ребенка. Потом совершенно случайно, когда Миледи потеряла сознание, Атос обнаружил на ее плече клеймо. Узнав, что благоверная - воровка и простолюдинка, наш благородный феодал в своем праве повесил женушку.
Она выжила. Она боролась. Она грызла зубами и царапала ногтями.
Мнительный рыцарь печального образа с горя подался во солдаты в мушкетеры. Атоса в принципе можно назвать абьюзером. Он морально подавляет коллег, видимо, ощущая свое социальное превосходство, издевается над своим слугой Гримо, заставляя того молчать, и избивает беднягу за малейший промах. Главный из четверки периодически впадает в депрессию и затяжной запой. А как он имущество Д`Артаньяна проиграл!
Портос оказался просто-напросто альфонсом на содержании адвокатской жены постбальзаковского возраста. Показателен случай в гостинице, где раненый во время дуэли герой пользуется услугами врача, постелью, кухней и вином, но отказывается платить по счетам (деньги он проиграл) и терроризирует трактирщика.
Арамис - святоша, не пропускающий ни одной юбки.
Наконец, Д`Артаньян - ветреный карьерист. Как он забыл Констанцию, увлекшись Миледи, как позорно бежал в женском платье из спальни леди Кларик, как воспользовался бедной служанкой, а потом бросил ее, как собирал компромат на друзей.
Интересно, что персонажи казалось бы самого французского романа чихать хотели на Францию. Мушкетеры защищают интересы легкомысленной Анны Австрийской, которая крутит роман с министром враждебной Великобритании. Бекингема Д`Артаньян называет своим другом. Но, по-сути то, чем они, Констанция Бонасье и герцогиня де Шеврез занимаются - это шпионаж в пользу государства-соперника.
Показательна осада Ла-Рошели - королю Людовику XIII откровенно все это скучно и противно.
Государство, как ни странно, держится только на энтузиазме кардинала Ришелье, который кажется единственным взрослым и здравомыслящим человеком во всем Париже. Я порой представляла, как после очередной выходки мушкетерской команды, он делает "рукалицо".
Еще в романе есть отвратительный эпизод с лордом Винтером. Он, полный ненависти, держал свою невестку под замком.
А исповедь лилльского палача? Его брат был священником, а Миледи - монахиней. Миледи якобы соблазнила служителя, тот украл церковное имущество (вот кто его просил?) и они попытались сбежать, но были пойманы. Брат палача погиб, а малолетняя девчонка скрылась (позже душегуб ее нашел и заклеймил). Но вот есть подозрение, что это вовсе не юная монахиня соблазнила священника, как вы думаете? По-моему, все как раз наоборот...
Как говорится, "Пуркуа па, пуркуа па. Почему бы нет".
Миледи - сильная и независимая женщина с трагической судьбой достойна стать главной героиней новой, честной экранизации. В наше время такое прочтение уже возможно.
Если Вам понравилось, лайкайте, подписывайтесь, будем дружить на нервной почве - любви к кино.