Во время горячих интернет-баталий татар и русских, порой противопоставляют Казань и Рязань. Между тем, Рязанщина - это родина и самих татар. По крайней мере, с XV века они облюбовали берега Оки и основали город Касимов. Отсюда название местных татар - касимовские.
До конца XVII столетия в Московской Руси существовала некая "автономия" - Касимовское ханство. Татарское название города - Ханкирмән (Ханский кремль). Именно здесь доживала свои последние дни казанская царица - Сююмбике. В городе и сегодня сохранилась Ханская мечеть.
Иван Грозный однажды, устав от роли правителя ("я устал, я ухожу"), поручил даже касимовскому хану Симеону Бекбулатовичу правлению всей страной (1575 г.). Но потом передумал и вернул свою власть. Многие из представителей элиты Касимовского ханства приняли крещение и их следы во многом затеряны.
Но основное население бывшего Касимовского ханства сохранила верность религии предков, а вынужденные перемены в образе жизни привели к трансформации бывших служилых людей в успешных торговцев. Среди касимовских татар было много богатых купцов. Например, Кастровы, Шакуловы и другие. Они были связаны с казанскими купцами и другими татарскими предпринимателями семейно-родственными связями. Например, вторая супруга Галимджана Баруди была родом из Касимова.
Выходцы из Касимова торговали в Москве и Петербурге, но никогда не забывали о родных краях. В XIX веке благодаря их поддержке в уездном городе работало большое медресе.
Столичные баи поддерживали всех приезжих касимовских татар, создали даже для этого Бекбулатовское общество взаимной благотворительности. Приехавшие из Касимова молодые люди начинали в столицах карьеру приказчиками и официантами. Они отличались своей аккуратностью, дисциплинированностью и трудолюбием. Некоторые из них, накопив первоначальный капитал, открывали потом собственные заведения общепита. Среди касимовских татар много было буфетчиков.
Как свидетельствовал литературовед Мухамед Галиев в первые советские годы, язык касимовских татар, в целом, похож на казанский, но звучание немного иное. Также он отмечал, значительное количество русских слов в языке касимовских татар:
"Аларның телләре мишәрчә булмаса да, ләкин безнең Казан теленә караганда шактый каты тел, бик күп хәрефләрне үзгәртеп, бик күп русча катыштырып сөйлиләр. Аның өстенә бездә булган күп гади татарча сүзләр, аларда инде тәмам онытылып, русчага әйләнеп беткәннәр. Хәтта “авыл” дигән сүзне дә “дирәвно” дип сөйлиләр".
Именно в Касимове родилась и выросла первая врач-мусульманка Разия Кутлуярова. Она училась в Петербурге, работала в Касимове и Оренбурге. О ней на этом канале была отдельная публикация.
Кроме Разии Кутлуяровой, Касимов является малой родиной еще одной выдающейся татарки - первого математика Сары Шакуловой. Она тоже училась в Петербурге, потом уехала в Париж и окончила Сорбонский университет. Её пример был очень революционным и вдохновляющим для того времени, когда особенно громко начали говорить о необходимости женского просвещения.
Сара Шакулова после возвращения в Россию и подтверждения своего французского диплома математика в Московском университете (да, сразу не поверили: женщина да еще татарка), переехала в Казань. Она преподавала в Татарской женской гимназии Фатихи Аитовой. В первые советские годы работала заместителем наркома просвещения Башкирской АССР. Позднее была директором татарской школы в Москве.
Побывавший в Касимове в конце 1920-х гг. Мухамед Галиев считал, что в советское время (в Казани и Татарстане) как-то ничего не слышно об этом городе и о нем незаслуженно забыли. Тогда как раньше Касимов часто упоминался в татарской прессе. Вот как он писал об этом:
"Касим ул үзенең ханнары, зур байлары, иске мәдрәсәләре, буфетчиклары, официантлары һәм гомүмән вак буржуасы белән элек вакытта бик мәшһүр шәһәр саналып килгән. Хәтта әллә нинди Касимский Ибрай көйләре һәм шул турыдагы җырлары белән ул Казан татарларының халык әдәбиятына да кереп калган. Тик революциядан соң гына ул элекке исемен югалткан. Соңгы вакытта нә матбугатта, вә нә телдә булсын, аның турында бер нәрсә язылмый һәм бер нәрсә сөйләнми, хәзер аның исеме тәмам онытылган дип әйтерлек".
Наверно, это было следствием советской политики разделения тюркского единства и концентрация внимания на культуре лишь внутри отдельно взятых административно-территориальных границ. Но Касимов нами не забыт, так же, как и касимовские татары из Рязанщины.
Читайте также:
Первая женщина-врач Разия Кутлуярова: удивляла, вдохновляла ...