Найти тему
Анна Ульман

Невидимые защитники сокровищ 1941-45 года

Как я люблю гулять по осеннему Санкт-Петербургу, особенно утром в субботу или в воскресенье. Ещё не так много народу на улицах, мало машин и создаётся ощущение, что ты один на один с городом. Можно посидеть в безлюдном парке, вокруг только скульптуры такие прекрасные и загадочные, а можно погулять по пустынным площадям и спокойно полюбоваться архитектурой. Это самое классное время в Санкт-Петербурге — холодное утро выходного дня.

Я уже рассказывала вам, что в прошлом жила и работала в Питере, где узнала от своих коллег очень много историй про памятники искусства. Многие истории известны только сотрудникам музеев, этого не знают посетители. Не знают, сколько человек реставрирует какой‑нибудь маленький «клочок» бумаги на котором в прошлом оставил свой автограф известный человек. Не знают, как люди отдавали свою жизнь за музейные экспонаты. Многое скрыто от людских глаз.

Но времена меняются, и порой открываются выставки, посвящённые таким людям и их героическим подвигам. Эти выставки всегда проходят как‑то тихо и камерно, но вовсе не «только для своих». Я хочу поделиться с вами несколькими историями, которые я узнала на одной из таких выставок — «Ленинградские монументы помнят», открытой в Музее городской скульптуры.

Наверняка вы знаете, что во время Великой отечественной войны главной задачей музеев была спрятать, спасти произведения искусства от уничтожения или разграбления. Но если живопись, графику и скульптуры небольших форматов можно демонтировать и увезти в неоккупированные города, то что делать с уличной скульптурой и архитектурой? Как раз на выставке представлено огромное количество документов и фотографий военного времени, рассказывающих истории о защите ленинградских памятников.

Скульптурный символ Санкт-Петербурга — Медный всадник, который возвышается на Сенатской площади. Памятник авторства Э. М. Фальконе, посвящён Петру I.

Именно он подлежал укрытию в первую очередь. Но куда можно спрятать памятник такой величины? Была идея снять конную статую и опустить ее на дно Невы. Но решили отказаться от этой затеи, так как вода не спасла бы монумент от попадания крупной авиабомбы. Кроме того, огромный камень, на котором расположена скульптура, также требовал защиты. Для всех ленинградцев этот памятник не просто символ города, но и своего рода оберег: пока памятник остается на своем месте, ни один вражеский солдат не войдет в город Петра.

Эта легенда родилась еще во времена войны с Наполеоном. В связи с отступлением русской армии, возникла угроза захвата Петербурга французскими войсками. Началась подготовка к вывозу ценностей из города на север. Предполагалось также снятие конной статуи Петра I. Тогда, согласно рассказам, майору Батурину во сне явился Петр I и сказал пророческие слова: пока он остается на месте, городу ничего не угрожает. Об этом доложили Александру I, и тот повелел не снимать памятник.

Поэтому с началом войны решено было оградить Медный всадник деревянной опалубкой и засыпать статую и постамент песком. Работы по укрытию начались с сооружения деревянных конструкций над статуей Петра I. Конструкции охватывали и постамент, были устроены лестницы, настилы. По ним мешки с песком вначале поднимали к статуе, обкладывали скульптуру и только потом начали засыпать песком постамент, создавая огромный холм.

В период 1942–1943 годов Музей вновь обратился к вопросу надежности укрытия. Из документов известно, что в этот период возводили дополнительный деревянный кожух над конной статуей, засыпая стенки между конструкциями песком. Свыше 20 тысяч ведер песка было поднято наверх для засыпки монумента, неоднократно ремонтировалась деревянная обшивка.

К началу апреля 1945 года Медный всадник «сбросил» защитные деревянные футляры, а освобождение постамента от песчаной насыпи продолжалось до 1946 года из‑за огромного количества песка, использованного для засыпки постамента и защиты статуи.

Как вы понимаете кроме того, что сотрудники музеев должны были возводить укрытия для статуй, они должны были вести научный отчёт о состоянии памятника, в реставрационно-музейном сообществе такой отчёт называется “Паспорт на памятник”.

Для этого в штат Музея в 1941 году был зачислен научным сотрудником Бубнов Лев Александрович. Увы, мало что о нём известно, но точно известно, что именно он составил подробнейший паспорт памятника Петру I, который и сегодня поражает своим объемом и тщательностью собранного материала. Это своего рода первая монография по памятнику, и написана она в самую тяжелую блокадную зиму 1941–1942 годов. 1 мая 1942 г. Бубнов «исключен из списков Музея за смертью».

Огромную работу проделал Музей по защите монумента Николаю I на Исаакиевской площади. Памятник Николаю I — один из шедевров русского и европейского искусства XIX века, созданный по проекту О. Монферрана при участии скульптора П. К. Клодта, изваявшего уникальную конную статую, имеющую всего лишь на две точки опоры.

Укрыть такой памятник — это непростая задача! Незадолго до войны были демонтированы художественная ограда памятника и верхушки фонарей-торшеров, которые Музей готовил к реставрации и перевез на завод «Монументскульптура».

Для укрытия конной статуи на высоком ступенчатом постаменте, украшенном рельефами и круглой скульптурой, был разработан специальный проект. Он предусматривал установку деревянных стоек-противовесов. В качестве основного укрывающего материала использовались особые стеганые маты, наполненные песком и «прошитые» проволокой.

Такие маты более эластичны, чем мешки с песком, и позволяют более тщательно укрывать каждую деталь памятника. Поверх матов устанавливался деревянный каркас, на который делался накат из земли и глины. Над ним монтировался еще один каркас-обшивка.

Представьте себе для, укрытия этого памятника было израсходовано почти 4 тысячи мешков с песком.

Очевидец событий, известный художник-график А. П. Остроумова-Лебедева оставила в своем дневнике следующую запись: «Памятник Николаю I был закрыт иначе. Статую Николая и коня по формам обложили гибкими мешками с песком, можно было догадаться, где голова и плечи статуи, где начинается линия шеи и головы лошади. Ясно выделялось уродливо утолщенная выскочившая вперед передняя конская нога. Вверху прилажены были несколько редких деревянных перекладин, поддерживающих мешки с песком. Памятник производил впечатление бесконечного потока мешков. Они лежали горизонтальными мягкими линиями. И такие ряды мешков шли до самой земли, и только в четырех местах высовывались верхние концы светильников…»
Дневник А. П. Остроумовой-Лебедевой, 4. 08. 1941.

Надежность укрытия памятника на Исаакиевской площади постоянно контролировалась сотрудниками Музея.

Летом 1943 года была заказана экспертиза состояния укрытия и мер по его ремонту. В заключении проводившего экспертизу доцента К. Д. Морозова отмечено: «Существующие крепления находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют немедленного исправления. Причинами такого состояния защитного устройства является: длительный срок их службы (почти 2 года), на который они рассчитаны не были. В настоящее время во избежание окончательного разрушения существующей конструкции защитного устройства и в целях доведения защиты до такого состояния, при котором она сможет действительно являться защитой от непрямого поражения артснарядами и ФАБ (фугасными авиабомбами). необходимо предпринять следующие мероприятия…»

Далее перечислялись меры по усилению конструкции, которые в том же году выполнены. Памятник сохранился в годы войны без повреждений. Распоряжение о снятии защитного сооружения с памятника Николаю I было принято 10 марта 1945 года Накануне Дня Победы, 7 мая 1945 года, все работы по снятию укрытия были завершены.

Это малая часть того, что можно узнать, посетив эту выставку. Там есть рассказ и о том, как уберегали памятные доски, посвящённые разным значимым событиям в истории города. Часть экспозиции посвящена историческим некрополям и Благовещенской усыпальнице, как известно, именно там могила великого русского полководца А. В. Суворова, которая в годы Великой отечественной войны имела определённое значение. Кроме того, можно увидеть открытки того периода и графические работы художников, живших в блокадном городе.

PS Если вы будете в Санкт-Петербурге, загляните на выставку в «Государственный музей городской скульптуры». Она ещё идёт (и продлится до 20 декабря) в Новом выставочном зале музея, том самом, который рядом со станцией метро Площадь Александра Невского.