Читательница канала "Московские истории" Елена Горская - о временах, когда РГГУ называли Историко-архивным институтом, за выпуском студенческой стенгазеты надзирал специальный человек, а ректор был "веселый, демократичный и очень умный".
Всю свою сознательную жизнь всегда и везде я выпускала стенгазеты. Люблю я это дело. И льщу себя надеждой, что умею.
Так вот, в Историко-архивный институт я поступила в 1967 году. За два года до моего поступления наш институт "прославился" даже по «Голосу Америки». Наши студенты вместе с некоторыми преподавателями выпустили подпольный журнал "Золотарик". Как потом выяснилось, никакой крамолы в журнале не было, да и выпустить успели всего первый номер.
Тем не менее, скандал был грандиозный, полетели многие головы. Жертвой стал и преподаватель одной из кафедр. Он закончил курсы карикатуристов журнала "Крокодил" и участвовал только в художественном оформлении. Однако после этого его перевели из преподавателей в лаборанты без всякой надежды на реабилитацию.
Я лично журнал, естественно, не видела, но, поступив в институт, немедленно стала студенческим редактором общеинститутской газеты «Историк-архивист». В редакции все было по-взрослому: редакторы, корреспонденты, художники, штрифтовики и т. д. Но, учитывая печальный опыт с "Золотариком", в «штат» включили надзирающее око в лице партийного функционера. Очень милая женщина, которая ровным счетом ничего не понимала в выпуске стенгазет, совершенно не обладала чувством юмора, зато была правильной партийной ориентации. Без ее одобрения ничего не могло выйти.
Художник, пострадавший от репрессий, ненавидел ее как олицетворение той злобной силы, которая сломала ему жизнь. А наш Надзиратель ненавидела его как потенциальную опасность для своей жизни и карьеры. Художник категорически отказался сотрудничать с редакцией, а Надзиратель наотрез отказывалась даже смотреть в сторону Художника.
Моей первой задачей было совместить несовместимое. Привлечь Художника и не допустить его столкновения с Надзирателем. Я с этой задачей справилась!
Мы с Художником стали делать выпуски "боевых листков". Это были небольшие по объему, но всегда очень веселые внеплановые стенгазеты из зала разных собраний и заседаний. Обычно загнать людей на какую-нибудь профсоюзную конференцию просто невозможно, но у нас все было не так: выдавали пригласительные билеты, вход был ограничен, рядом с залом толпились те, кто не сумел попасть внутрь. Работали мы вдвоем, так как каморка, в которой мы делали эти выпуски, вмещала только стол, два стула и - все! Мы оставались без надзора! И могли дать себе чуть-чуть больше воли. Надо сказать, что Художник мог несколькими штрихами создать абсолютно узнаваемый и уморительно смешной образ выступающего. Моей задачей было обыграть выступление.
Одним из самых запомнившихся мне выпусков был боевой листок с собрания первокурсников, где выступал с программной речью наш ректор. Ректор был человек веселый, демократичный и очень умный. Пока он произносил свою речь, у меня сложилось следующее:
Если бросил бить баклуши и на лекцию пошел,
Этот мальчик просто душка! Поступает хорошо!
Кто с занятий убежал и по ГУМу бродит,
Мне в газете места жаль для таких уродин!
Если девочка порой слишком мажет рожицу,
Вред для девочки такой и для ейной кожицы!
Если мальчик любит мат, если мальчик пьяница,
Мальчик очень виноват! Мальчику достанется!
Мальчик к Ректору пришел, и сказала кроха:
- Буду делать хорошо! И не буду плохо!
По смыслу это полностью соответствовало выступлению Ректора, а вот по форме… Так что прежде чем это обнародовать, я взяла разрешение у нашего ректора. Он посмеялся и с удовольствием подписал. Иначе не сносить бы мне головы.#елена горская
Другие истории Елены Горской.
Делитесь своими историями! Почта emka3@yandex.ru