Новый плацкартный вагон, сделанный в России, до боли похож на европейский вагон, сделанный для железных дорог Австрии. Я не буду утверждать, что «наши украли идею» или что «у австрийцев получилось лучше». Я просто покажу два вагона и оставлю читателю возможность сделать выводы самостоятельно.
В России сделали для РЖД новый плацкарт (здесь о нем подробно). Он шире и длиннее прошлых модификаций, но – главное – внутри вагона изменен подход к организации спальных мест. Теперь нет третьих полок, внутри «купе» стоит шкаф-колонна, а между разными отсеками сделали дверцу.
Дизайн российского плацкарта придумал Национальный центр промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ. Построил вагон Тверской вагоностроительный завод, входящий в «Трансмашхолдинг».
Однако еще в июне 2019 года, когда были показаны только лишь эскизы российского плацкарта, я писал, что подобный вагон создается в Европе.
Европейский вагон создает Siemens для австрийского перевозчика ÖBB Railjet. Дизайн разработала британская студия PriestmanGoode, один из мировых лидеров в сфере транспортного дизайна.
Ключевой вопрос – время в пути
В Европе почти не осталось ночных поездов с лежачими местами. И можно сказать, что Австрия лидирует по количеству таких направлений – подобные поезда компании ÖBB Railjet ходят не только внутри страны, но и в другие страны Евросоюза. Обычно маршруты по продолжительности укладываются в одну ночь.
Тот австрийский вагон, о котором идет речь, является частью семивагонного поезда дальнего следования. К 2022 – 2023 гг. перевозчик должен получить с завода 13 таких составов.
Интересно, что новые российские вагоны изначально предполагалось сделать для поездов, маршруты которых тоже укладывались бы в одну ночь. Так, по крайней мере, осенью 2019 года говорил зам генерального директора по развитию пассажирского транспорта «Трансмашхолдинга» Александр Лошманов.
«Там запланированы новые перегородки, индивидуальные пространства, новые зоны хранения багажа, специальные места для хранения обуви, дополнительные столики. Перегородка будет трансформируемой, если кто-то едет вдвоем, то можно будет перегородку задвинуть. При этом сохраним и стандартные зоны плацкарта, потому что есть требования по безопасности. Это будет персонализированное пространство для каждого пассажира. Мы его рассматриваем вместе с нашим заказчиком в первую очередь как ночной экспресс», – говорил Лошманов.
Однако на презентации в октябре 2020 года РЖД объявили, что вагоны, скорее всего, пойдут из Москвы или Петербурга на юг. А это уже сутки в пути. А то и больше.
Экскурсия по австрийскому поезду
Для начала – небольшая экскурсия по австрийскому поезду. Поезда будет включать в себя вагоны разных классов.
Будет там сидячка. Со столиками...
...и без.
И вагоны, которые в России назвали бы «люксом» – с двухместными купе с индивидуальным душем и туалетом.
Ну и, конечно, будут в том поезде те самые вагоны, которые у нас уже обозвали аналогом плацкарта, хотя по европейским меркам это, скорее, аналог купе. Боковых мест там нет (габарит европейских поездов уже, чем российских).
Сравниваем «обычные купе»
Начнем с того, что в австрийском вагоне, так же, как и в нашем, есть два типа «отсеков». Первые – аналоги классического плацкарта, только без верхней полки. В Австрии они будут выглядеть так.
На этом рендере мы видим достаточно минималистичный дизайн. Между двумя нижними полками расположен аналог тумбочки, которая может трансформироваться в более привычный нам столик у окна. На более детальной прорисовке обнаруживаем, что на стенках есть карманы для мелких вещей, а светильники вмонтированы в верхние полки.
Красный молоток указывает на то, что в этом купе находится аварийный выход. Ручную кладь предлагается убирать под нижнюю полку – и пассажирам сверху, и пассажирам снизу. Других вариантов нет. Зато обращает на себя внимание столик между полками на уровне верхних мест. В нашем новом плацкарте от него отказались.
Купе на фото выше – тоже рядом с аварийным выходом. Красный молоток видим за спиной замглавы РЖД Дмитрия Пегова (слева).
Явное отличие – у австрийцев «спинка» расположена по всей длине нижнего места. И на нее можно облокотиться. В нашем вагоне начальникам из РЖД и «Трансмашхолдинга» пришлось позировать для фото без возможности опереться на что бы то ни было. За спиной российских пассажиров – «лаз» в соседнее купе, а прямо над головой – лампочка, usb-порты и воздуховод для подачи свежего воздуха. Спинка у нас тоже есть, но расположена она не на уровне столиков.
Что касается верхних столиков, то у нас их сделали индивидуальными для каждого пассажира. А в некоторых отсеках для верхних пассажиров еще и добавили полочку для багажа.
Кстати, у нас ведь тоже в реновационном плацкарте есть столики между полками, и выглядят они гораздо более надежно.
Обратил внимание, что столик в плацкарте на фото выше – даже более безопасный, чем на проекте австрийцев. Он сделан, как «корыто», из которого ничего не упадет на голову нижним пассажирам. У Siemens пока это просто ровная поверхность. Возможно, к моменту реализации затеи они это доработают.
Где лучше «купе с колонной»
Помимо обычных отсеков, и в австрийском, и в российском вагонах есть отсеки со шкафами-колоннами. В первоисточнике это выглядит так.
Места закрываются не шторкой, а задвигаются дверцей с блокируемой ручкой. Кроме того, в австрийском вагоне каждому пассажиру предлагается по два ящика в шкафу – маленький и побольше. Кроме того в шкаф «вмонтирована» лестница, с помощью которой можно забираться наверх.
Общего столика здесь нет, но есть индивидуальный с зеркалом. За шкаф-колонной – небольшое окно на улицу и открывающаяся перегородка, которая позволяет увидеть пассажира напротив и пообщаться с ним. На изображении видна ручка замка, с помощью которого эту перегородку можно заблокировать.
Я не знаю, будет ли в окончательной версии австрийского вагона рундук, но на первоначальных эскизах он был заявлен.
Аналогичные отсеки в российском плацкарте устроены несколько иначе. Все, что в колонне – только для пассажиров верхних полок. На нижнем уровне есть два выдвижных ящика для обуви (очевидно, разработчики считают, что нижние пассажиры свою обувь могут оставить просто под полкой).
Чуть выше выдвижной столик, за которым можно посидеть и попить чай.
Еще выше – две полки для багажа верхних пассажиров.
При этом нижняя полка изменена и превратилась в подобие боковой. Она состоит из трех частей – двух сидений и столика посередине, который можно сложить.
На фотографии выше хорошо видно, что лестница в российском вагоне не вмонтирована в колонну, а находится со стороны прохода.
За колонной – глухая стена с крючком. Дверцы, как у австрийцев, чтобы увидеть соседа напротив, нет.
Но есть дверца в соседнее купе...
Российский вагон, напомню, пока построен в единственном экземпляре. Производитель подчеркивает, что это лишь прототип, сделанный, чтобы собрать мнения пассажиров. И лишь когда поезда, составленные из таких вагонов, пойдут на юг, тогда мы и узнаем, как будет выглядеть вагон в финальном исполнении.
***
Я постарался в этом тексте не высказывать свое мнение о том, у кого получилось лучше – у европейцев или у нас. Но по этой ссылке можно почитать о тех недостатках нашего вагона, которые я подметил.