Найти тему
Иван Торбеев

БЛЕСТЯЩАЯ КАРЬЕРА И ОТНОСИТЕЛЬНО СПОКОЙНЫЙ УХОД НА ПЕРЕЛОМЕ ИСТОРИИ СССР. ГЛАВНЫЙ МАРШАЛ АВИАЦИИ А.Е. ГОЛОВАНОВ

Оглавление

Резкий поворот карьеры произошел в грозные 40-вые годы прошлого столетия. Февраль 1941 года - командир авиационного полка, август 1941 года - Главный маршал авиации СССР (самый молодой маршал в истории РККА).

pokazuha.org
pokazuha.org

Юность героя в разных источниках описывается довольно противоречиво. И если учеба в кадетском корпусе выглядит достаточно достоверно, то начало службы в РККА несколько смущает. В одних источниках указывается, что он в 13 лет уже вступил в ряды Красной Гвардии, в других в 15 лет... Это вызывает некоторое недоумение. В возрасте 16 лет был контужен на Южном фронте и после выздоровления начинает работать в ОГПУ, сначала в Нижнем Новгороде, а затем в Москве. Был в командировках в Китае, Монголии и во Франции.

В 1932 году закончил летную школу, будучи одновременно работником Наркомата тяжелой промышленности.

Вот такая предыстория его дальнейшей летной деятельности.

Главное его предназначение

Следует отметить, что перед переходом в Аэрофлот, он успел завоевать титул чемпиона СССР по стрельбе из МК винтовки и стать призером соревнований по авто- и мотогонкам.

В Гражданском воздушном флоте он быстро прошел путь от простого летчика до начальника отряда, а в начале 1935 года возглавил Восточно-Сибирское управления Гражданской авиации в Иркутске.

1937 год коснулся и его в виде исключения из партии, но так как был он человеком решительным, то направился в Москву за поисками правды в Комиссию партийного контроля, которая и отменила данное взыскание.

Уже в Московском управлении Голованов становится шеф-пилотом эскадрильи особого назначения и одним из самых лучших летчиков гражданской авиации.

Пришло время показать свои навыки уже в боевых действиях. Впервые это произошло в районе Халхин-Гола в мае-августе 1939 года. За успешные бомбометания против японских войск он был награжден орденом Красного Знамени.

Ну а дальше были бомбардировки "линии Маннергейма", за что он получил орден Ленина.

Резкий поворот карьеры

В январе 1941 года, опираясь на рекомендацию генерального инспектора ВВС – генерала Смушкевича написал письмо лично Сталину. В нем он касался перспективного развития дальней бомбардировочной авиации.

Сам он в то время летал на самолете "Дуглас ДС-3".

w-dog.ru
w-dog.ru

Сталин одобрил предложения Голованова и с этого начался взлет будущего маршала, к которому весьма ревностно отнеслись другие военные деятели авиации.

Уже в феврале 1941 года он был назначен командиром отдельного полка дальнебомбардировочной авиации с поручением комплектования полка и разработки методики полетов в любых метеоусловиях. К концу месяца комплектование было закончено и полк приступил к освоению самолетами Ил-4 и собственно боевой подготовке.

sociumin.com Бомбардировщик Ил-4
sociumin.com Бомбардировщик Ил-4

А вот два "Дугласа" были переоборудованы в летающие лаборатории, где штурманы изучали радионавигацию.

Лихая година

С началом войны подполковнику Голованову с его полком пришлось выполнять не совсем свойственные функции фронтовой авиации.

Только 30 июня выполняя приказ по уничтожению переправ у Бобруйска, было потеряно 11 самолетов. Летали без прикрытия истребителей. Потери дошли до 65% от первоначального состава.

Дальше так продолжаться не могло и с августа 1941 года он возглавляет дальнебомбардировочную дивизию, а с февраля 1942 года назначается командующим Авиацией дальнего действия (АДД).

Следует отметить, что несмотря на все трудности, свои непосредственные обязанности ДБА все же выполняла.

Уже 22 июня был нанесен удар по скоплению войск Вермахта в районах Сувалок и Перемышля. 23 июня совместно с авиацией Балтийского флота были атакованы Данциг, Кенигсберг, Варшава, Бухарест. А в ночь с 10 на 11 августа был нанесен удар по Берлину, а немного ранее 7-8 августа морская авиация КБФ также бомбила Берлин.

pokazuha.org Бомбёжка советской авиацией Берлина в августе 1941-го
pokazuha.org Бомбёжка советской авиацией Берлина в августе 1941-го

Ставка Верховного Главнокомандования непосредственно возглавляла АДД. Этому виду армии придавалось большое значение. И если в начале войны под командованием Голованова было 350 бомбардировщиков, то к концу уже 2000 боевых машин.

Выполнялись и необычные операции. Одна из них - полет В.М. Молотова в Англию и США. А другая - доставка Сталина в Тегеран. Полет выполнялся на двух Ли-2, один из них пилотировал сам Голованов.

В конце 1944 года АДД была преобразована в 18-ю Воздушную армию, которую возглавил Главный маршал авиации А.Е. Голованов.

Послевоенное время

С окончанием войны была учеба в Академии, командование дальней авиацией и несмотря ни на что, полеты.

На праздничном параде над Красной площадью он вел первую тройку новейших тяжелых бомбардировщиков ТУ-4.

wiki.warthunder.ru Бомбардировщик ТУ-4
wiki.warthunder.ru Бомбардировщик ТУ-4

А дальше настали новые времена и новые руководители. Хрущевские историки написали новую историю Великой войны, где Главный маршал авиации вообще не упоминался.

Страной стали руководить люди, потерявшие совесть и память.

К счастью, в наше время уже была издана книга его воспоминаний, в честь его названы улицы и как материальная память, один из стратегических реактивных сверхзвуковых ракетоносцев ТУ-160 "Белый лебедь" Дальней Авиации ВКС России носит его имя - "Александр Голованов".

www.bagira.guru
www.bagira.guru

Из жизни этот необычный и талантливый человек ушёл в сентябре 1976 года. Нельзя забывать людей, столько сделавших для своей страны.

Всем всех благ!