Найти тему
Кирилл Вишнепольский

Тряпка, икона и лестница: что осталось от основателя Российского государства

В ночь на 29 июня 1174 года на лестнице в Боголюбском замке был зарублен мечами Великий князь Андрей Юрьевич — человек, сделавший северо-восток страны центром государства и тем самым направивший Россию по её нынешнему вектору развития. Восемь с половиной веков назад — это почти сказочные времена, но от великого политика осталось кое-что материальное.

Когда большевики в феврале 1919 года вскрыли раку с мощами святого благоверного князя Андрея Боголюбского из Успенского собора во Владимире, они обнаружили скелет мужчины с множественными рублеными повреждениями — и обрывки шёлковой золототканой одежды. Один из этих обрывков сейчас выставлен в 10 зале Исторического музея в Москве, загляните полюбопытствовать. По сути, это единственная сохранившаяся личная вещь Очень Важного Человека.

Фрагмент ткани из гробницы Великого князя Владимиро-Суздальского Андрея Юрьевича Боголюбского (1111-1174). Государственный исторический музей, Москва
Фрагмент ткани из гробницы Великого князя Владимиро-Суздальского Андрея Юрьевича Боголюбского (1111-1174). Государственный исторический музей, Москва

Историки 19 века называли Андрея Боголюбского «первым великорусским князем», имея в виду, что именно с его бегства во Владимир-на-Клязьме в 1155 году следует отсчитывать разделение русо-славянской общности на три народа — великорусский, белорусский и малороссийский. Главная «героиня» упомянутого бегства и центр этой большой истории — знаменитая Владимирская икона Божией Матери.

Эта икона была прислана в 1130 году из Византии в подарок киевскому князю Мстиславу Великому и хранилась в Богородичном монастыре Вышгорода в 16 км от Киева. Когда в 1155 году ростово-суздальский Юрий Долгорукий (привет, москвичи!) стал Великим князем Киевским, он посадил своего старшего (на тот момент) сына Андрея в Вышгороде — чтоб был под рукой.

А дальше всё как в сказке: однажды ночью Вышгородская Богоматерь явилась Андрею Юрьевичу и распорядилась везти её куда-нибудь, подальше отсюда. Молодой (ему было 34 года) князь подозрительно подробно собрался, взял семью, дружину, и двинул в земли, где вырос. Уже в конце пути Богоматерь опять пришла к герою и велела ставить её не в Ростове или Суздале, древних центрах княжества, а в молодом Владимире-на-Клязьме.

Владимирская икона Божией Матери, Константинополь, первая треть XII века. Государственная Третьяковская галерея, храм Святителя Николая в Толмачах
Владимирская икона Божией Матери, Константинополь, первая треть XII века. Государственная Третьяковская галерея, храм Святителя Николая в Толмачах

Нынешние историки говорят: будущий Боголюбский хотел домой и независимости от отца, и всего этого он добился, разыграв гениальную историю с иконой. Любое государство базируется на мифе, и Андрей буквально привёз этот миф с собой. Перед этой иконой венчались на царство все русские цари до последнего.

Надо сосредоточиться и зафиксировать: на этой доске 104×69 см, как на фундаменте, построено государство, в котором я живу. Сильный предмет, в общем.

Впрочем, Андрей и был гением. Он был и железным руководителем, за несколько лет выстроившим независимое княжество, и (предположительно) слагал религиозные гимны. В 12 километрах от Владимира он поставил великокняжеский замок Боголюбый, самое большое каменное сооружение на Руси той эпохи. «Замок» — потому что строили его каменщики германского императора Фридриха Барбароссы, то ли нанятые за огромные деньги, то ли присланные Рыжебородым по дружбе (летописи говорят разное).

От замка в ансамбле нынешнего Боголюбского монастыря сохранились каменный переход на полуциркульных арках и квадратная в плане белокаменная башня с винтовой лестницей (между прочим, единственное на сейчас гражданское сооружение домонгольской эпохи у нас в стране). На этой лестнице соратники и прикончили Великого князя в июне 1174 года. Видите, вон эти части — они в левой части нынешнего здания?

Сохранившийся фрагмент Боголюбского замка (левая часть сооружения, 1160-е годы) в составе церкви Рождества (справа, 1758 год). Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Сохранившийся фрагмент Боголюбского замка (левая часть сооружения, 1160-е годы) в составе церкви Рождества (справа, 1758 год). Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Боголюбский, как все гении, был жесток с людьми и правил, как диктатор. Составился комплот; напившись для храбрости вина в погребе замка, заговорщики выломали дверь в спальне князя. Как свидетельствует летопись, 63-летний Андрей был ещё силён, и хоть меч у него выкрали заранее, яростно отбивался.

Ему даже удалось сбежать от нападавших, но в Лестничной башне силы оставили раненого князя, он опустился на ступени. Первый подоспевший заговорщик, боярин Пётр Кучкович, неким рубяще-режущим орудием типа сабли нанёс Андрею «обширную рану левого надплечья и плечевого сустава, с разрубом лопатки, головки плечевой кости и крупной подключичной артерии». Это уже — результаты советской экспертизы.

«Убиение Андрея Боголюбского», Федор Бруни, гравюра, 1839 год. Государственный исторический музей, Москва
«Убиение Андрея Боголюбского», Федор Бруни, гравюра, 1839 год. Государственный исторический музей, Москва

С 1919-го и по 1987 год мощи князя были экспонатами музеев (сейчас их вернули во Владимирский Успенский собор). В 1939 году антрополог и скульптор Михаил Герасимов восстановил по черепу облик Андрея Юрьевича. Смотрю на бюст и верю — этот бился до последнего.

Скульптурная реконструкция облика Андрея Боголюбского, академик Михаил Герасимов, 1939 год. Государственный исторический музей, Москва
Скульптурная реконструкция облика Андрея Боголюбского, академик Михаил Герасимов, 1939 год. Государственный исторический музей, Москва

И, кстати, не все в Великом Владимирском княжестве были так уж злы на Андрея. В 2015 году реставраторы обнаружили на южной апсиде Спасо-Преображенского собора Переславля-Залесского — граффити, церковное проклятие. Два столбца текста, обведенных в общую рамку с крестом сверху: «Петр Кучкович, Амбал, Яким, Ивка, Петрко, Стырята (всего 20 имён) <...> Си суть убийцы великого князя Андрея, да будут прокляты».