Найти в Дзене
МИР ИСТОРИИ - WOH

Астраханские татары - кто такие?

Оглавление

Об астраханских татарах заговорили совсем недавно. Одно время их не отличали от огромной татарской нации, а позже просто смешали с казанскими «родственниками». Но, как выяснилось, народность эта не только интересная, но и сложная по своему составу. Что же представляют собой астраханские татары?

Предки из Золотой Орды

Говоря о татарском народе, следует учитывать широкое расселение его представителей. Татары каждого региона имеют не только собственную культуру, но и историю, которая и позволила возникнуть множеству ветвей этого народа. Одна из них – астраханские татары.

На сегодня в Астраханской области они составляют 7 % её населения, а всего насчитывается более 60 тысяч астраханских татар. Как же татары пришли в эту местность? Как происходило становление астраханской ветви этноса? Об этом нам расскажет история.

Воины Чингисхана
Воины Чингисхана

Период становления астраханских татар приходится на Средние века, когда могущественную власть в Азии представляли Золотая Орда, Ногайская Орда, а также Астраханское ханство. Надо отметить, что в те времена сложно было выделить конкретный народ, а большинство племён определяло себя и друг друга по принадлежности к какому-либо роду.

Впрочем, в то время уже существовало понятие «ногаи», использовавшееся для части племён астраханских татар. Как полагают историки, это название было взято от имени одного из военачальников, которому и подчинялись татары в данном регионе. Интересно, что этноним «ногаи» сохранился до нашего времени, он используется отдельными группами татар, например, крымскими.

Ногайские девушки в традиционных костюмах
Ногайские девушки в традиционных костюмах

Кто же эти татары?

В тексте обращения «О шеретовских калмык-татарах» (документы Государственного архива Астраханской области) от 1816 года указывается, что предками астраханских татар были вовсе не татарские племена, а представители калмыцкого народа, что в период Средневековья расселились на территории Астраханской области.

"Предки нас были природные калмыки, ушедшие в Крым, где приняли магометанскую веру, и при покорении Крыма выведенные с прочими..., явясь у находившегося тогда в Черкасске... графа Александра Васильевича Суворова, получили... проезд в Дербетевский улус... по большему праву... принадлежности к калмыкам, нежели татарам..."
«О шеретовских калмык-татарах», документы Государственного архива Астраханской области от 1816 года
-3

Позднее о понятии астраханских татар и вовсе забыли используя термин «поволжские татары». Почему же так произошло? Дело в том, что до начала XX века татарами называли всех представителей тюркских народов, что когда-то были в Золотой Орде. Позднее, в 1930-е годы, небольшие народности стали «смешивать» с более обширными.

Так и вышло, что астраханских и казанских татар объединили в один народ. Конечно, в дальнейшем ошибка идентификации нации была исправлена, но только представьте, сколько неточностей было допущено в период изучения общей истории поволжских татар, которые на самом деле являлись двумя разными ветвями одного народа.

Конференция по разработке новой орфографии татарского языка
Конференция по разработке новой орфографии татарского языка

Юртовцы – многочисленная группа

Традиционно исследователи делят астраханских татар на четыре основные группы, каждая из которых имеет не только свой регион проживания, но и особенности быта, культуры, менталитета.

В городе Астрахань и в его окрестностях проживает самая многочисленная группа – «юртовские татары». Они действительно напоминают казанских татар, поскольку являются наиболее целостным и сформировавшимся этносом.

Предки юртовцев с XVIII века превращаются в земледельцев, отказываясь от кочевого образа жизни. Себя юртовцы называют «ногай-татарами», а потому являются единственными среди своих астраханских «братьев», кто сохранил этноним «ногай».

Карагаши – почти ногайцы

Вторая община называется карагашами. В них можно отметить некоторые черты, напоминающие крымских татар. Как же это возможно?

В XVII веке существовала Кубанская Орда, что являлась государством-подданным Крымского ханства. Именно из Кубанской Орды и пришли на астраханские земли предки карагашей. Позднее часть карагашей попала в плен к калмыцким племенам, а потому вернулась в Поволжье, однако общины, что успели спастись, остались на новых территориях, сохранив элементы своей культуры.

Долгое время карагаши сохраняли кочевой образ жизни, став оседлыми земледельцами лишь в начале прошлого века под влиянием принудительной коллективизации. Сегодня карагаши поддерживают тесную связь с кавказскими ногайцами, изучая с детства не только родной, но и ногайский язык.

Ногайские мужчины
Ногайские мужчины

Народ-смесь – утары и кундровцы

Утарами называется третья группа астраханских татар, что стала итогом слияния нескольких народностей. Во второй половине XVIII века юртовцы сливаются с туркменами, мигрировавшими с полуострова Мангышлак, местными казахами-томутами, а также несколькими семействами узбеков, прибывших на астраханские земли.

В результате появилась группа татар-утаров. Их культура отдалённо напоминает юртовскую или казахскую, однако не стоит путать эти народности. Утары являются примером одной из астраханских ветвей татар, в которой удачно сочетаются черты разных этносов, на первый взгляд, непохожих друг на друга.

А вот самыми немногочисленными представителями среди астраханских татар стали «кундровские татары». Они отдалённо напоминают каждую из других общин, однако имеют и собственные черты культуры (в особенности – наречие). Несмотря на то, что их совсем немного, кундровцев по праву можно назвать хранителями древних обычаев.

Кундровский татарин (1906 год)
Кундровский татарин (1906 год)

Эти татары проживают в деревнях, где и поныне существует родоплеменное устройство. На мой взгляд, именно эта группа может наиболее ярко раскрыть культуру астраханских татар, ведь кундровские татары менее остальных были подвержены урбанизации и современным преобразованиям.

Сегодня астраханские татары не чувствуют себя ущемлёнными. Для них открываются библиотеки и музеи, работают татарские театры и прочие культурные заведения. Всё это направлено на сохранение истории и самосознания нации, что является поистине уникальной и неповторимой среди всего татарского этноса.

Как видим, история астраханских татар открывает немало сложностей, что ранее возникали с определением этого народа. К счастью, представители татарской народности Астраханской области сумели выделиться среди многочисленных этносов, родственных им, оказавшись не только обладателями древней культуры, но и народом, непростым по своей структуре. А значит, у этих людей есть не только прошлое, но и будущее.

Все статьи по теме: #мир истории_народы

Статья написана специально для канала «Мир истории», автор: Марина Завгородняя

Делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите проект, подписывайтесь на Яндекс.Дзен-канал «Мир истории» (https://zen.yandex.ru/history_world)
Наш сайт: worldofhistory.ru - еще больше интересного и увлекательного
Второй проект: musaget.ru - традиции и история народов, мифы, обряды, праздники