Об астраханских татарах заговорили совсем недавно. Одно время их не отличали от огромной татарской нации, а позже просто смешали с казанскими «родственниками». Но, как выяснилось, народность эта не только интересная, но и сложная по своему составу. Что же представляют собой астраханские татары?
Предки из Золотой Орды
Говоря о татарском народе, следует учитывать широкое расселение его представителей. Татары каждого региона имеют не только собственную культуру, но и историю, которая и позволила возникнуть множеству ветвей этого народа. Одна из них – астраханские татары.
На сегодня в Астраханской области они составляют 7 % её населения, а всего насчитывается более 60 тысяч астраханских татар. Как же татары пришли в эту местность? Как происходило становление астраханской ветви этноса? Об этом нам расскажет история.
Период становления астраханских татар приходится на Средние века, когда могущественную власть в Азии представляли Золотая Орда, Ногайская Орда, а также Астраханское ханство. Надо отметить, что в те времена сложно было выделить конкретный народ, а большинство племён определяло себя и друг друга по принадлежности к какому-либо роду.
Впрочем, в то время уже существовало понятие «ногаи», использовавшееся для части племён астраханских татар. Как полагают историки, это название было взято от имени одного из военачальников, которому и подчинялись татары в данном регионе. Интересно, что этноним «ногаи» сохранился до нашего времени, он используется отдельными группами татар, например, крымскими.
Кто же эти татары?
В тексте обращения «О шеретовских калмык-татарах» (документы Государственного архива Астраханской области) от 1816 года указывается, что предками астраханских татар были вовсе не татарские племена, а представители калмыцкого народа, что в период Средневековья расселились на территории Астраханской области.
"Предки нас были природные калмыки, ушедшие в Крым, где приняли магометанскую веру, и при покорении Крыма выведенные с прочими..., явясь у находившегося тогда в Черкасске... графа Александра Васильевича Суворова, получили... проезд в Дербетевский улус... по большему праву... принадлежности к калмыкам, нежели татарам..."
«О шеретовских калмык-татарах», документы Государственного архива Астраханской области от 1816 года
Позднее о понятии астраханских татар и вовсе забыли используя термин «поволжские татары». Почему же так произошло? Дело в том, что до начала XX века татарами называли всех представителей тюркских народов, что когда-то были в Золотой Орде. Позднее, в 1930-е годы, небольшие народности стали «смешивать» с более обширными.
Так и вышло, что астраханских и казанских татар объединили в один народ. Конечно, в дальнейшем ошибка идентификации нации была исправлена, но только представьте, сколько неточностей было допущено в период изучения общей истории поволжских татар, которые на самом деле являлись двумя разными ветвями одного народа.
Юртовцы – многочисленная группа
Традиционно исследователи делят астраханских татар на четыре основные группы, каждая из которых имеет не только свой регион проживания, но и особенности быта, культуры, менталитета.
В городе Астрахань и в его окрестностях проживает самая многочисленная группа – «юртовские татары». Они действительно напоминают казанских татар, поскольку являются наиболее целостным и сформировавшимся этносом.
Предки юртовцев с XVIII века превращаются в земледельцев, отказываясь от кочевого образа жизни. Себя юртовцы называют «ногай-татарами», а потому являются единственными среди своих астраханских «братьев», кто сохранил этноним «ногай».
Карагаши – почти ногайцы
Вторая община называется карагашами. В них можно отметить некоторые черты, напоминающие крымских татар. Как же это возможно?
В XVII веке существовала Кубанская Орда, что являлась государством-подданным Крымского ханства. Именно из Кубанской Орды и пришли на астраханские земли предки карагашей. Позднее часть карагашей попала в плен к калмыцким племенам, а потому вернулась в Поволжье, однако общины, что успели спастись, остались на новых территориях, сохранив элементы своей культуры.
Долгое время карагаши сохраняли кочевой образ жизни, став оседлыми земледельцами лишь в начале прошлого века под влиянием принудительной коллективизации. Сегодня карагаши поддерживают тесную связь с кавказскими ногайцами, изучая с детства не только родной, но и ногайский язык.
Народ-смесь – утары и кундровцы
Утарами называется третья группа астраханских татар, что стала итогом слияния нескольких народностей. Во второй половине XVIII века юртовцы сливаются с туркменами, мигрировавшими с полуострова Мангышлак, местными казахами-томутами, а также несколькими семействами узбеков, прибывших на астраханские земли.
В результате появилась группа татар-утаров. Их культура отдалённо напоминает юртовскую или казахскую, однако не стоит путать эти народности. Утары являются примером одной из астраханских ветвей татар, в которой удачно сочетаются черты разных этносов, на первый взгляд, непохожих друг на друга.
А вот самыми немногочисленными представителями среди астраханских татар стали «кундровские татары». Они отдалённо напоминают каждую из других общин, однако имеют и собственные черты культуры (в особенности – наречие). Несмотря на то, что их совсем немного, кундровцев по праву можно назвать хранителями древних обычаев.
Эти татары проживают в деревнях, где и поныне существует родоплеменное устройство. На мой взгляд, именно эта группа может наиболее ярко раскрыть культуру астраханских татар, ведь кундровские татары менее остальных были подвержены урбанизации и современным преобразованиям.
Сегодня астраханские татары не чувствуют себя ущемлёнными. Для них открываются библиотеки и музеи, работают татарские театры и прочие культурные заведения. Всё это направлено на сохранение истории и самосознания нации, что является поистине уникальной и неповторимой среди всего татарского этноса.
Как видим, история астраханских татар открывает немало сложностей, что ранее возникали с определением этого народа. К счастью, представители татарской народности Астраханской области сумели выделиться среди многочисленных этносов, родственных им, оказавшись не только обладателями древней культуры, но и народом, непростым по своей структуре. А значит, у этих людей есть не только прошлое, но и будущее.
Все статьи по теме: #мир истории_народы
Статья написана специально для канала «Мир истории», автор: Марина Завгородняя
Делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите проект, подписывайтесь на Яндекс.Дзен-канал «Мир истории» (https://zen.yandex.ru/history_world)
Наш сайт: worldofhistory.ru - еще больше интересного и увлекательного
Второй проект: musaget.ru - традиции и история народов, мифы, обряды, праздники