Найти тему
Интересная фантастика

Современная русская научная фантастика

Оглавление

Здравствуйте, уважаемые читатели. Не так давно, на канале Прочтение вышла серия публикаций (в количестве двух обзоров), посвященная отечественной фантастике. В них, автор и мой коллега по фантастическому блогерскому цеху (а по совместительству тезка и хороший товарищ) высказал мысль, что отечественная научная фантастика приказала долго жить (Рассуждаю о перспективах научной фантастики; Российская фантастика себя изжила? Заметки о жанре) . Я с этим мнением в принципе согласен, поэтому городить свой огород и высказывать ту же мысль иными словами не буду. Однако, есть чем дополнить, развить, добавить пару деталей. И еще, как известно, в любом правиле есть и исключения. Вот о таких исключениях также поговорим в этом обзоре.

Мечтаем л мы еще о звездах? Изображение для заставки, взято на ресурсе Яндекс. картинки
Мечтаем л мы еще о звездах? Изображение для заставки, взято на ресурсе Яндекс. картинки

Почему же умерла твердая научная фантастика (hard science fiction) ?

Итак, утверждение моего коллеги, о том, что фантастика, ставящая во главу угла науку и технику, находится в глубоком упадке доказательств не требует (на мой взгляд). Но почему же так случилось?

1. Общее развитие жанра фантастики и культуры, науки и технологий.

Здесь все просто. Бурное ускорение научно-технического прогресса в начале и середине прошлого столетия в мире, побуждало фантастов делать смелые для того времени научно-фантастические допущения. Путешествие в космос, к звездам. Развитие технологий. Описание фантастических планет и иных рас. Все это было внове как авторам фантастики, так и их читателям. Творили титаны нашего жанра: Кларк, Азимов, Лем, Хайнлайн, Андерсон и многие другие. В нашей стране был Ефремов, Казанцев. Начинали писательскую карьеру Павлов, Савченко, Гансовский и Стругацкие. Фантасты были кумирами миллионов.

Все проходит. Прошел и восторг фантастов от научно-технического прогресса. Возникла «Новая волна» англо-саксонской фантастики. Поворот от новинок техники и космоса к людям в этом космосе. А мы получили Мир Полдня, взрослые и детские произведения Кира Булычева, фантастику Ильи Варшавского, Войскунского и Лукодьянова, Ариадны Громовой и т.д.

С каждым годом, все более усиливалось влияние кино, росло мастерство создателей спец.эффектов, появляются первые компьютерные игры. Да и вообще, в восьмидесятые становиться понятно, что на Марс и к спутникам Юпитера люди в ближайшее время не полетят. Рефлексирующие американские фантасты впали в уныние, результатом чего стал мрачнейший киберпанк. Не рефлексирующие – создали великолепные космические оперы, вроде "Гипериона" Симмонса и «Вселенной Хонор Харрингтон» Дэвида Вебера, ударились в фэнтэзи и космические боевики. В общем, стали развлекать народ. И.. отлично развлекать. Ну а у нас случился 1991 год. Какая уж тут фантастика, хоть научная, хоть ненаучная?!

2. Особенности развития русской фантастики в постсоветский период.

После короткого периода полного засилья переводной зарубежной фантастики в первой половине девяностых, «вернулись на арену» фантасты, пишущие на русском языке, для тех, кто живет на одной шестой части бывшего Великого и Могучего. Если в советское время, по идеологическим причинам, фантасты работали в направлении твердой и гуманитарной научной фантастики, то в постсоветский период наши авторы освоили практически все направления многогранной фантастики.

«Не повезло» только жемчужине жанра, вишенке на торте Н.Ф. – твердой научной фантастике, ну или научной, в узком смысле этого слова. Фантастике, ставящей во главу угла допущения, касающиеся, прежде всего, научно-технически вопросов.

Могло ли быть иначе? Нет конечно. Нard science fiction, ее расцвет, возможен там, в таком Обществе, где идет развитие науки, внедрение новейший достижений, бурный экономический рост, основанный на наукоемких технологиях. Так, в нашем столетии научную фантастику стали писать в Китае. Думаю, не нужно сильно распространяться о развитии КНР. Понемногу стал возрождаться интерес к твердой Н.Ф. и за океаном. Питер Уотсс, Аластер Рейнольдс, Стивен Бакстер и другие, стали новыми звёздами научной фантастики. Это говорит о высоком спросе на науку и интерес к ней у англо-саксонского обывателя. Да что там наука, один из кумиров современной молодежи не только Америки, но и всего мира, не занимается выпуском новых музыкальных альбомов, а говорит о полете на Луну и Марс. Да, несколько попсово и иногда смешно. Но! Сам факт! Это я конечно о Илоне Маске.

Попытки ренессанса делаются и у нас. Есть телевизионные и интернет –каналы о науке и космосе. Государство пытается хоть отчасти реанимировать советскую славу. Но происходит все это спорадически, рассказывать без содрогания о наших ракетах – носителях «Ангара», самолетах «Суперджет», военных фрегатах типа «Горшков, невозможно. Это и понятно, в принципе. Легко разрушить науку и промышленность, утерять технологии. Восстанавливать значительно сложнее.

Да и сами люди не горят интересом к тайнам мироздания. Слишком еще недавно был шок девяностых. Слишком быстро прошли «сытые нулевые». В массе своей, люди живут очень и очень небогато. Перефразируя Стругацких, с их «сказкой для научных сотрудников младшего возраста», можно сказать, что научная фантастика – литература для общества взрослых детей, пытливых умов, которым интересен мир и наука. Общества, в котором развитие науки, образования, уровень благосостояния и т.п. позволяет меньше думать о хлебе насущном и скачках по головам ближних своих.

Мы, пока, далековато этого. Наша фантастика выполняет функции отдыха от забот и хлопот мира. Погружение в фэнтэзи, легкую боевую фантастику, мир грез о былом величии (попаданство) и т.п. Прошу понять, это не значит, что наша фантастика какая-то плохая. Здесь, у себя на канале, я публиковал обзоры весьма интересной, умной фантастики наших мастеров. Просто, пока не время для русских Уотссов.

3. Есть еще фактор коммерческой целесообразности.

Как уже упоминалось в начале, всегда есть исключения. Например, Александр Громов, отечественный автор весьма добротной твёрдой научной фантастики. Мог бы быть первой величиной среди наших фантастов. Но более раскручен «коммерческий» Глуховский с его «Метро» или Сергей Лукьяненко.

Не все так плохо.

Все постсоветские годы, фантастики издается великое множество. Есть еще и самиздат. Всегда можно найти исключения. Уже упомянул о Громове. «Харизматичный» фантаст Дивов, отметился твердой научной фантастикой в романе «Симбионты». Александр Богатырев, пытается в современных условиях продолжить дело ефремовской фантастики, в частности, в романе «Последний американец». Замахивается там даже на дальнейшую эволюцию человека. Элементы научной фантастики встречаются и в некоторых других образцах современной отечественной фантастики: космических операх и боевиках, социальной фантастике, постапокалиптической фантастике и т.д. Пока я не готов четко изложить более длинный и сбалансированный список примеров отечественной постсоветской твердой Н.Ф. Нужно поломать голову, повспоминать, отсортировать, а возможно прочесть что-то новое для себя. Такой обзор обязательно на моем канале будет.

В заключении, хочется высказать небольшое пожелание. Требовать от современных отечественных фантастов: подать сюда понимаешь твердую научную фантастику несколько… хм, бестактно, что ли. Учитывая, что решает в конечном итоге «рыночек», или иными словами, наш спрос. Но вот добавить немножко познавательной информации в свои книги можно. К примеру, если условный бравый молодой офицер Рускогалактической Империи Храбр Ратиборов прибывает к новому месту службы, на планету Глухомань-154, можно в паре абзацев что-нибудь интересное добавить об этой планете. Всего пару абзацев. Что-то из астрономии - период обращения вокруг светила, к примеру, что-то из геологии, климата и т.д. и т.п. Вот вам уже изюминка в конкретном произведении. И много усилий тратить на это не надо, можно оставаться в канве развлекательной, коммерческой фантастики. Так писали Айзек Азимов, Пол Андерсон и другие мэтры.

На этом все. Всего доброго. Читайте фантастику.

Друзья, представляю вашему вниманию Навигатор статей моего канала, со ссылками на все статьи https://vk.com/@infantastika-navigator-statei-kanala-yandeks-dzen-interesnaya-fantastika. Подписывайтесь также на "Интересную фантастику" Вконтакте https://vk.com/infantastika (видеоклипы, аудикониги, цитаты, арты, музыка, опросы, фильмы и многое другое про наш жанр).