Великая Отечественная война была не только военным столкновением, но и ожесточенной пропагандистской борьбой. В Третьем рейхе пропагандой руководил П. Й. Геббельс и добился значительных успехов. В статье я расскажу, как одному из главных нацистских преступников удавалось поддерживать высокий боевой дух немецкого народа до самого конца войны, и как его пропаганда озвучивала успехи Красной Армии, которые росли с каждым месяцем.
Вообще военная пропаганда стала широко применятся ещё во времена Первой Мировой Войны. Именно поэтому солдаты и офицеры русской армии оказались практически безоружны перед этим новым оружием большевиков и кайзеровской армии.
Главный пропагандист Третьего Рейха
Пауль Йозеф Геббельс – доктор литературы Гейдельбергского университета, один из главных соратников Гитлера, министр пропаганды и президент имперской палаты культуры. Этот человек считается основателем современной массовой пропаганды и одним из самых успешных в истории манипуляторов массовым сознанием.
Когда в марте 1933 г. Гитлером было учреждено Министерство просвещения и пропаганды, Геббельс был назначен рейхсминистром. К этому времени относится его заявление: "Мы признаем открыто, что хотим влиять на людей".
Если в середине 1933 г. в министерстве числилось 300 сотрудников и 500 человек вспомогательного персонала, то уже следующем году численность аппарата составила около 14000 человек. В 1940 г. в его состав входило 15 департаментов.
На посту главного пропагандиста и агитатора Третьего рейха Геббельс проявил сверхъестественную активность. Я не буду подробно останавливаться на его работе до нападения на Советский союз. Стоит лишь упомянуть основные методы нацистской пропаганды:
- создание устойчивого образа врага;
- антисемитизм;
- безудержное восхваление "избранной" арийской расы;
- наделение противников нацизма самыми худшими чертами, превращение их в массовом сознании во врагов;
- широкое использование дезинформации, откровенной лжи и т. д.
Усилия Геббельса не пошли даром. Многочисленные документы, источники, свидетельства современников подтверждают: перед началом Великой отечественной войны большинство немецких солдат было уверено, что несут "свет цивилизации" отсталым восточным народам, порабощенным большевизмом.
Наглядная пропаганда
В первые месяцы войны Геббельсу даже не нужно было прилагать особых усилий для поддержания высокого боевого духа в войсках. Победы немцев действовали лучше всякой пропаганды, га все население Третьего рейха было уверено в непобедимости армии и гении фюрера.
Немецкий пехотинец вспоминал:
«Что мы знали о линии фронта? Мы знали, что нам дадут медали, а русские будут сдаваться толпами». (Цизер Бенно. Дорога на Сталинград. – М., 2007).
О фанатизме немецких солдат дают представления воспоминания военного журналиста К. Симонова. После допроса одного пленного он сделал печальный вывод:
«это была отличная машина, приспособленная для того, чтобы наилучшим образом убивать» (Симонов К. М. Разные дни войны. – М., 1981 г.).
Огромный ажиотаж вызывали показы в кинотеатрах документальных роликов, снятых на Восточном фронте. Для них пропагандисты подбирали из пленных людей с отталкивающей внешностью, явно "преступного вида". "Чистокровных арийцев" поражала национальная пестрота военнопленных, их плохое обмундирование, неопрятный и жалкий вид.
Ловким ходом пропаганды была демонстрация советских женщин-военнослужащих. Они якобы вызывали отвращение у зрительниц, которым спустя неполных четыре года Гитлер в отчаянии сам разрешит вступление в отряды фольксштурма.
В случае побед над советскими войсками радиосообщения начинались с особых позывных – "Победных фанфар" из прелюдий Ференца Листа. Геббельс рекомендовал подчиненным подавать сводки с Восточного фронта "ухарски и дерзко".
Первые "проколы"
Уже зимой 1941 г. германскому командованию стало понятно, что "блицкриг" провалился. Войска вступили в затяжные ожесточенные бои. Немцы несли невиданные прежде потери, что крайне негативно отражалось на настроениях в обществе.
Геббельс активно занялся пропагандой среди противника: на советские войска сбрасывались листовки, через громкоговорители звучали призывы сдаваться в плен, описывалась "превосходная" жизнь военнопленных. Кстати, в РККА тоже использовали подобные методы (читать об этом можно здесь).
После контрнаступления советских войск под Москвой в сообщениях появились "обтекаемые" формулировки": вместо "отступление" – "плановое улучшение фронта", "сокращение фронта". В дальнейшем этот способ применялся постоянно. Полуправда заключалась во фразах: "подвижная оборона", "планомерный отход", "наступающий со всех сторон противник" (окружение). Справедливо добавить, что в случае с "подвижной обороной", такая тактика действительно была, но применялась она в немного иных условиях.
Все же скрыть тяжелую правду было невозможно, поэтому Геббельс решил "сыграть на опережение". В прессе стали публиковаться официальные сообщения о смерти рядовых солдат. Тем самым нацистское руководство как бы разделяло скорбь всего народа, становилось ближе к нему. Хочу отметить одну очень важную деталь: вместо формулировки "пал за фюрера" стало использоваться выражение "пал за Отечество".
Порой, проницательный немецкий зритель мог заметить явное несоответствие между желаемым и действительным. К примеру, в кинохронике "Взятие Севастополя" демонстрировалась крупная победа вермахта, но немецкие солдаты после боев выглядели тощими, смертельно уставшими, мало чем отличаясь от советских пленников.
Идеологическая битва за Сталинград
Серьезным "испытанием" для немецких пропагандистов стали бои за Сталинград. Гитлер, как известно, придавал огромное значение захвату этого города, названного именем главного противника.
Когда немцы "завязли" в оборонительных боях, в печати стали появляться сообщения о том, что Сталинград потерял свое стратегическое и экономическое значение. Пропаганда уверяла, что город совсем не обязательно быстро захватить, лучше пожалеть людей. Это сейчас кажется ироничным, а тогда люди действительно верили подобным сообщениям.
Геббельс любой ценой стремился поддержать в глазах населения Германии образ непобедимого немецкого солдата. Поэтому вся фронтовая почта просматривалась цензурой. Не допускались сообщения о тяжелом положении в войсках. Отправлявшимся в отпуск солдатам не рекомендовалось рассказывать о реалиях войны.
Как это бывает в любой войне, скрывалась численность погибших немецких солдат, причем потери противника определялись как "невообразимые" и "бесчисленные" (без указания конкретных данных).
В конце октября 1942 г. Геббельс приказал распространить в народе слухи о скором применении немцами в Сталинграде "неслыханно эффективного оружия". Для поддержания боевого духа окруженной армии пропагандистами распускались сплетни о доставках секретного оружия, прибытии под Сталинград Гитлера, полном уничтожении Москвы.
О "прорывных" технологиях немецкой армии, можно читать здесь.
В начале февраля 1943 г. Верховное командование официально признало поражение под Сталинградом:
«…войска 6-й армии под образцовым командованием фельдмаршала Паулюса были побеждены превосходящими силами противника и неблагоприятными для наших войск обстоятельствами»
Весьма мягкое сообщение о "катастрофе на Волге", не правда ли?
"Тотальная война"
Вскоре Геббельс выступил с провозглашением "тотальной войны". Об этом я решил написать целый абзац статьи, ведь тема действительно "стоящая". С целью запугивания мирного населения в радиосообщениях открыто говорилось о "страшных несчастьях" на Восточном фронте. Погибшие под Сталинградом объявлялись "самоотверженными, благородными героями".
Современному человеку трудно представить, что под действием пропаганды немцы относились к советским людям, как к "недочеловекам", однако, в период боев за Сталинград эти взгляды подверглись существенной корректировке.
В аналитическая сводке СД (август 1942 г.) признавалось:
«за боевой мощью врага все же стоят… своеобразная любовь к Отечеству, своего рода мужество и товарищество». В немецкой учебной брошюре (май 1943 г.) отмечалось: «Нельзя отрицать талантливость русского народа» (К. Э. Кеворкян. Опасная книга (феномен нацистской пропаганды). – Харьков, 2014).
Я хочу подчеркнуть, что признание "восточных варваров" людьми произошло исключительно под влиянием побед советской армии. "Мирные" аргументы на немецких национал-социалистов не действовали.
"Интересная" мысль посетила военного врача П. Бамма: "…мы никогда особо не задумывались о том, какой гнев может вызвать у русских наше вторжение в их страну" (!).
После перелома в ходе войны и наступления советских войск все усилия пропаганды были направлены на смягчение этого "неприятного" факта. По радио выступил генерал-лейтенант Курт Диттмар, который заявил: немцы выиграли пространство, теперь может наступать противник. Он предложил даже новый термин – "зицкриг" ("стоячая война").
Грандиозные планы все чаще оборачивались провалом, поэтому было решено объявлять только о реальных, а не предполагаемых победах. О неудачной операции "Цитадель", к примеру, большинство немцев даже не узнало.
О том, что говорит немецкий военный о Курской Дуге сейчас, можно читать здесь.
Отступающие немецкие войск все больше утрачивали свой прежний воинственный дух. Пропаганде приходилось как-то изворачиваться. Превозносились самые незначительные успехи, распространялись жуткие истории о зверствах красноармейцев. В доказательство агитаторы часто приводили знаменитое высказывание Сталина о смертельно раненом звере, который "должен быть добит в собственном логове".
Стоит признать, что министерству Геббельса удалось добиться своего. Напуганные немцы до последних дней войны верили в победу и оказывали отчаянное сопротивление. Яркий пример воздействия пропаганды на массовое сознание представляют слова одного рядового солдата. Красная армия стремительно приближалась к Берлину, а он был уверен:
«…мы для того позволили противнику продвинуться так глубоко внутрь, чтобы уничтожить его наверняка» (К. Э. Кеворкян. Опасная книга (феномен нацистской пропаганды). – Харьков, 2014).
Когда крах Третьего рейха был уже неизбежен, Геббельс не прекращал воздействия на умы и сердца немцев. 23 апреля 1945 г. в эфире прозвучало его последнее радиообращение: Гитлер остается в Берлине и будет руководить обороной… В последствии на развалинах немецкой столицы были обнаружены пропагандистские надписи: "Большевизм не устоит перед нашей твердостью", "Фюрер, приказывай, мы последуем за тобой!" и т. п.
К сожалению времена подобной пропаганды ещё не закончились. Приёмы Геббельса были "взяты на карандаш" и часто используются как на Западе, так и в современных российских "политических шоу" на телевизионных каналах.
Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки , подписывайтесь на мой канал и пишите, что думаете - всё это мне очень поможет !
Подписывайтесь на канал "Две войны " в телеграмм
А теперь вопрос читателям: