Найти в Дзене
Стив Май

ФГОС. Часть 4: образовательные программы

Оглавление

В предыдущих статьях (ФГОС. Часть 1: обзор, ФГОС. Часть 2: история создания, ФГОС. Часть 3: стандарты) я рассказал, какие события предшествовали появлению Федерального Государственного Образовательного Стандарта, какие документы стоит почитать, чтобы в нём разобраться, как мог подробно описал сам стандарт.

В этой статье, как и обещал ранее, расскажу про образовательные программы.

Образовательные программы

Образовательная программа (иногда рабочая программа, далее - ОП) - очень любопытный документ.

В школе всегда учат по конкретной ОП, составленной в этом заведении для этого заведения. И надо понимать, что чиновники к составлению программ не имеют никакого касательства.

Во-первых. Их много. Очень много. Программа есть в каждом учебном заведении (от яслей до ВУЗов), по каждому предмету и направлению. Учитель волен выбирать программу по своему усмотрению: хочет - берёт уже готовую, составленную каким-нибудь учителем или методистом, хочет - составляет свою. Все программы структурируются в иерархическом порядке: программы учителя составляют программу предмета, программы предметов составляют программу цикла, затем идёт программа образовательного учреждения, далее программа муниципалитета, далее областная программа, и наконец федеральная программа. (возможны вариации)

Во-вторых. ОП регламентирует, как и что будет делать учитель на уроках, и все методы проверки. В неё входят КТП (календартно тематические планы), всевозможные КИМы (контрольно измерительные материалы) и КОСы (контрольно оценочные средства). Формально отступать он программы учитель может лишь на 20%. (За цифру не ручаюсь, нигде не нашёл чёткого регламента, но все говорят, что 20. Буду благодарен, если кто-то в комментариях напишет ссылку на документ.) Это значит, что если в КТП написано, что на уроке 20 апреля изучается сила Ампера, а 27 - сила Лоренца, то учитель, конечно, может поменять темы местами, но в пределах этих процентов. А если для контрольной возьмёт варианты задания не из тех, что выложены на сайте школы, то легко схлопотать кляузу в министерство от родителей.

В-третьих. ОП, конечно, важнейший документ для учителя, но на деле подавляющее большинство учителей видят его лишь во время проверки или аттестации на категорию. В лучшем случае, каждый год в августе-сентябре (или даже в июне) они подправляют КТП для нового учебного года, да титульную страницу меняют. Конечно, в каждом кабинете пылится в шкафу экземпляр программы. Да и в учительской (у методиста) тоже есть. Такое забвение, в принципе, понятно - зачем часто туда заглядывать? Можно подумать, там что-то поменялось с прошлого десятилетия!

В-четвёртых, и это самое странное. Некоторые родители отдают детей в школы, совершенно не интересуясь этими программами. Создаётся впечатление, что они даже не подозревают о существовании ОП. (Справедливости ради отмечу, что когда возникает какой-нибудь конфликт, они живо о ней вспоминают.) И это при том, что сейчас программу по любому предмету в любой школе можно скачать с официального сайта школы.

Стандарт и программы

Сам ФГОС выдвигает требования лишь к структуре ОП. Содержание и прочие элементы регламентируются в примерных образовательных программах, которые можно скачать с сайта fgosreestr.ru. Основных программ на момент написания статьи там было 7, и ещё куча адаптированных. Как и стандарты, они делятся по периодам образования: дошкольное образование, начальное общее образование (1 – 4 кл.), основное общее образование (5 – 9 кл.), среднее общее образование (10 – 11 кл.) и т.д.

Я настоятельно рекомендую скачать и ознакомиться с этими масштабными документами хотя бы в рамках Ваших интересов.

В содержательной части каждой примерной ОП перечислены все предметы, которые надо изучать на соответствующем уровне образования. По каждому предмету написано, какие темы должны быть затронуты в образовательном процессе.

Надо обратить внимание на то, что примерная ОП (в отличие от рабочей программы) охватывает все предметы разом, а не по отдельности. Это показывает концепцию современного образования: не важно, что мы изучаем, важно, чтобы на этом материале дети научились учиться. Математика, ИЗО, физкультура - всё едино. Ещё преимуществом такого нагромождения физики и лирики в одном документе является то, что методисту гораздо легче проследить межпредметные связи и составить программу школы так, чтобы учителя не скакали в разнобой.

Немного о глубине

В программах написано, что проходить, но не указано, как глубоко это надо изучать. Глубина изучения каждой темы - это выбор учителя (методиста), который составляет программу. Можно сказать, что Диофантовы уравнения существуют, а можно полгода изучать их, начиная с биографии Диофанта и культурно-историсеского периода, заканчивая теорией графов. Например, я считаю, что в процессе изучения физики больше внимания надо уделять величинам, чем заучиванию конкретных законов. Поэтому я бы посвятил три урока величинам, характеризующим движение, и один законам Ньютона. А ещё напихал бы измерительных лабораторных работ.

Заключение

Вариативность школьных программ допускается в очень широком смысле.

Учителя, отзываясь о ФГОС, говорят, что их зажали в жесткие рамки. Порой они имеют в виду именно эти примерные ОП. Тут учителя слегка лукавят, потому что эти же люди, когда речь заходит том, чтобы с детьми восполнить пробелы в обучении, или потратить урочное время на ВПР, внезапно вспоминают, что им некогда ерундой заниматься, ведь надо проходить программу. Программу, которую составляют сами из года в год. Неужели так трудно учесть, что 2-3 недели из учебного года каждый год внезапно выпадают?

Справедливости ради отмечу, что в некоторых учительских программах предусмотрены резервные часы на такие случаи.

Кстати, если глянуть на примерную программу начального общего образования, в предметный раздел математики, и посмотреть на учебники, например, моей "любимой" Петерсон, то можно найти много любопытных вещей. В частности, что учебники пересекаются с примерной программой лишь на 8-10%.