В этой статье я подробно расскажу о седьмой серии второго сезона. С правильной очерёдностью просмотра второго сезона можно ознакомиться здесь. Ввиду того, что названия серий переводились на русский язык не всегда точно, я также буду указывать дословное или более правильное название. Не запутайтесь 😉
Название эпизода: "Одиночный поиск" (Mandatory Refusal). Дословный перевод — "обязательный отказ", термин, который придумали специально для сериала. Он обозначает режим работы оперативника, когда тот понимает, что его связь с Отделом скомпрометирована, отключает передатчик и пытается завершить изначально выданное задание любой ценой. В контексте серии здесь также можно усмотреть двойной смысл, так как Майкл в финале отказывается от отношений с Никитой.
Автор сценария: Дэвид Эрман
Режиссёр: Кен Джиротти (также снял эпизоды "Грей" и "Спасение")
Злодей: Дориан Энквист
Сюжет: Майклу поручают убрать торговца оружием, но в процессе миссии террористы перехватывают канал связи, и Майкл вынужден начать "одиночный поиск". Он разрывает связь с Отделом и пытается любой ценой выполнить задание, но ситуация осложняется тем, что Дориан Энквист берёт в плен Мэдлин. Никита пытается разрешить ситуацию таким образом, чтобы никто не пострадал.
Интересные факты.
💣 Это стильный и динамичный эпизод, который оценивается достаточно высоко как создателями, так и зрителями. Однако, процесс съёмок был не самый простой, и сценарий претерпел значительные изменения.
💣 У серии своего рода кольцевая композиция: начинается и завершается она разговором между Майклом и Никитой об их возможных отношениях. В изначальной версии сценария этот разговор происходит снаружи, рядом с озером, и Майкл рассказывает Никите, что дом, где он вырос, также стоял у озера. Никите не очень нравится, что Майкл как будто подаёт ей противоречивые сигналы, и что они не могут нормально поговорить. Завершается эпизод другим диалогом у того же озера, где Майкл признаётся, что не может позволить своим чувствам помешать его работе в Отделе. В целом, содержание диалогов оставили почти нетронутым, но съёмки решили проводить на студии из-за погодных условий и в целях экономии бюджета.
💣 В изначальной версии сценария содержалась экшен-сцена, в которой Дориан Энквист продаёт оружие террористической группировке под названием "Белый Рассвет". Оперативники Отдела срывают сделку и убивают террористов, таким образом создавая конфликт с Энквистом. Сцену убрали для того, чтобы ускорить развитие сюжета и заодно сэкономить средства.
💣 Сцена, где Отдел пытается остановить Майкла, изначально прописывалась куда более жёсткой. Она проходит на кладбище, где Майкл встречается с информатором, который должен раскрыть ему местоположение Энквиста. Встреча прерывается прибытием оперативников из Отдела, и Майкл использует информатора в качестве "живого щита", чтобы закрыться от пуль. Он убивает всех, кто за ним пришёл.
💣 Подобную же нехарактерную жестокость проявляет и Никита в финальной сцене, от которой создатели отказались. Энквист встречается с представителями "Белого рассвета" ночью в городском парке, о чём узнают Майкл, Никита и Первый Отдел. Когда Майкл пытается убить Энквиста, Никита намеренно встаёт на линию огня, зная, что он её не убьёт. Предварительно она избавляется от всех оперативников Отдела, чтобы они не помешали её плану. Эту и предыдущую сцены убрали, чтобы не "смущать" зрителя слишком жестоким поведением главных героев.
💣 После удаление всех этих сцен серия оказалась слишком короткой, и сценаристам пришлось придумывать новые события на ходу. Так появился романтический интерес Энквиста к Мэдлин, а также сцена, где террористы копируют голос Биркоффа, чтобы дать команду Майклу. Ко всему прочему, была снята сцена в офисе Майкла, в которой он признаётся Никите, что все отношения в его жизни были "на расстоянии", отстранёнными и холодными (в том числе, брак с Симоной), но он надеется, что с Никитой будет иначе. От этой сцены создатели, в итоге, тоже отказались.
💣 Актёра, сыгравшего Дориана Энквиста, зовут Григорий Гладий. Он выходец из Украины (на момент рождения — СССР).
💣 На этапе постпродакшена Григория пригласили для переозвучки всех сцен, потому что создателям не понравился его акцент. Сценаристы использовали эту возможность и переписали многие его реплики. Чтобы слова не отличались от движений губ, сцены с участием актёра смонтировали так, что его не видно, когда он говорит.
💣 После всех этих изменений эпизоду по-прежнему не хватало хронометража, поэтому в последний момент сняли две сцены между шефом и Мэдлин: разговор на вышке до начальных титров и сцена в медотсеке ближе к финалу. Изначально предполагалось вставить эти моменты в серию "Я вижу сквозь тьму", но пришлось использовать чуть раньше. Эти сцены очень полюбились фанатам, хотя, по иронии судьбы, их вообще могло бы не быть в сериале.
💣 В эпизоде так и не объясняется, как именно похитили Мэдлин. В изначальной версии сценария содержался момент, где она идёт по улице и подходит к многоэтажке (своему дому), и там её захватывают в плен.
💣 В этой серии мы впервые видим Майкла на мотоцикле. Со временем это станет его визитной карточкой.
💣 Для съёмок сцен на мотоцикле создателям удалось раздобыть Harley Davidson. В качестве благодарности к представителям фирмы, Джейми Пол Рок попросил монтажёра Сола Пинкуса сделать небольшой видеоролик с использованием кадров из сериала. Пинкус наложил на видео знаменитую песню 'Bad to the Bone'.
💣 "Мужчина с бородкой" появляется в этом эпизоде во второй раз за сериал: он открывает дверь для Сони Мартин и её подруги, когда они заходят в отель.
💣 Диалог между Соней Мартин и её подругой оставлен создателями на немецком и не переведён субтитрами. На самом деле, Соня говорит, что презирает Энквиста: на публике он ведёт себя очень галантно, но наедине обращается с ней, как со шлюхой.
💣 Отель, куда заходит Соня Мартин, уже использовался в сериале в эпизоде "Грей".
💣 Имя "Томас Бочи" — это внутренняя шутка создателей сериала. Том Боччи представлял Warner Bros. и занимался официальным саундтреком к сериалу.
Музыка.
🎶 DJ Krush feat Deborah Anderson 'Skin Against Skin'
Первая встреча Майкла и Энквиста.
🎶 Curve 'Chinese Burn (Flood Mix)'
В Майкла стреляют из транквилизатора.
Комментарии создателей.
Дэвид Эрман:
Это был сложный эпизод, который мне удался не с первого раза. Джоэл Сурноу и Майкл Лосефф переписали всё от начала и до конца. У меня сформировалось не самое приятное первое впечатление. Если бы кто-то из нас знал, насколько трудной будет работа над этой серией, вряд ли бы сценарий вообще мне доверили. Джоэл и Майкл придумали фишку с мотоциклом, и это стало отличным началом для серии. Это была абсолютно их идея.
Мои комментарии.
🎬 В целом, мне эта серия нравится, за исключением крайне нелогичного поведения Майкла. Тут прямо, как в гадании по ромашке: "любит-не любит - к сердцу прижмёт - к чёрту пошлёт". Разве в начале серии, когда он приглашал Никиту на ужин, ему не было очевидно, что она — его слабость? Разве он не стал бы нарушать все протоколы и правила ради неё, даже если они не находились бы в отношениях? Собственно, именно этим он и занимался с начала первого сезона: всячески прикрывал её и спасал жизнь, в обход требований и регламентов. Что такого важного изменилось в ходе миссии и его "одиночного поиска"? Хоть убей, не понимаю. Выглядит это всё, если честно, как банальный киношный трюк. Нужно было подержать зрителя в напряжении, поиграть ожиданиями, но реальной мотивации за этим не стояло.
— Ты действительно считаешь, что можешь включать и выключать меня по своему хотению?
— Конечно, нет. Я просто осторожен.
🎬 Во втором сезоне Никита начинает потихоньку проявлять чудеса изобретательности. Например, она вешает на Моуэна передатчик, чтобы последовать за ним и помешать убить Майкла. Если в первом сезоне сюжеты, в основном, заключались в том, что она попадала в сложные ситуации, и правила поведения диктовал ей Отдел, то во втором сезоне мы узнаём, что не такие уж они и всемогущие/всевидящие. Если постараться, то везде можно найти лазейки.
🎬 Очень много нового в этой серии можно узнать о Мэдлин. Энквист упоминает фразу "железная леди" (the iron maiden), которая буквально обозначает старый пыточный механизм. Учитывая "специальность" Мэдлин, это очень иронично. Также смешно наблюдать, как она диктует террористам, к какому позвонку нужно подключать аппарат. Ну и апофеозом всего этого является её способность умирать и воскресать (!) по собственной воле. Воистину необыкновенная женщина 😂
🎬 Юджин Роберт Глейзер очень хорошо сыграл в сцене, когда шеф смотрит на изображение Мэдлин в мониторе. Примечательно, что он признаётся самому себе в том, что идёт против правил Отдела, но, как и Никита, ничего не может с этим поделать. Получается, что все они жили по одним и тем же законам, у всех были слабости, просто у кого-то их было меньше и кто-то умел их очень хорошо скрывать. Мэдлин в конце отчитывает Никиту, но признаёт и "ошибку" Пола. Интересно, она бы предпочла умереть?..
🎬 Уровень маскировки Майкла в финале просто кошмарный 😂 Кепку надел — и хватит! Ну хоть бы волосы по-другому завязал... Рой Дюпюи в этой сцене ещё говорит с очень смешным "славянским" акцентом, обязательно посмотрите в оригинале.
🎬 В конце серии в диалоге между Майклом и Никитой есть любопытный визуальный контраст чёрного и белого. Создатели говорили, что им нравилось придумывать подобные "фишки". Белые одежды Никиты как бы символизируют её открытость перед Майклом, её готовность вступить в отношения. Но сам Майкл по-прежнему в чёрном, по-прежнему сдержан и холоден. Подобный же момент будет в конце серии "Медиум".