Повивальные бабки (повитухи) были главным действующим лицом в родильном обряде. Их кликали родилками, родимницами, бабками и бабушками: «Родимница была, бапка, котора бабницаю. пуповину отрезаю» (Шенкурский район, Архангельская область), «У нас бабушка была, она понимала, феё ходи ла по родам. Ребёнка обмоют, ночью родиш, а днём затопит баню, и тебя вымоют, и ребёнка. Фсё бабушки мыли» (Пинежский район, Архангельская область).
Среди крестьянского сословия повитуха занимала достаточно серьезное положение, ведь именно от нее зависела жизнь новорожденного и матери. Повивалка была проводником между потусторонним миром и миром живых, принимая новорождённого и удерживая его в мире людей: «Они цюствуют, ладно ли идёт ребёнок, спасают, мёртвого штобы не вынять» (Мезенский район, Архангельская область).
Повитухой могла быть только замужняя немолодая женщина с детьми, которая, однако, уже не жила половой жизнью и была образцом благочестивого поведения: «Повитушка, бабушки-повитухи были, знали которые. Их одаривали, оплачивали, за святых щитали. Если гулящая или вино пьют, не позовут» (Онежский район, Архангельская область).
Работа родилки обозначалась так: забить, бабничать, обабить, обабничать, родить.
Денег за свои труды повитухе было запрещено брать, так как считалось, что ее дар был от Бога и потому она не могла отказать роженице в помощи. Однако ее не запрещалось одаривать различными подарками: «Одаривали хорошыми подарками, платок или сицца на кофту» (Онежский район, Архангельская область).
После рождения повитуха забирала плаценту (послед) и закапывала ее в малопроходимом месте: «Послет закапывали в землю, зимой в навоз. У свово дома, у угла хлева старались, хранилось оно. Штобы не болели ни ребёнок, ни жэнщина» (Онежский район, Архангельская область).
Отделение пуповины было одной из главных функций повивальной бабки. Ее перерезали, перегрызали (на покосе), отрывали и затем перевязывали материнскими волосами.
После родов роженицу и дитя мыли в бане, чтобы прогнать будущие болезни и наделить ребенка крепким здоровьем (не без заговоров): «Как рожэница начьнёт рожать, скорее баню затопляют, ребёнка намоют и рожэницу намоют, а то щиталась она поганая» (Няндомский район, Архангельская область); «Мыли ребёнка, каждый день до шэсти месяцэф, вроде с массажом, голову розмываеш, штобы круглая была» (Онежский район, Архангельская область); «Ребёнок што тесто: каг замесил, так ы выросло» (Мезенский район, Архангельская область).
На фото: Крестьянская люлька. Тотемский уезд. Фото Т. А. Ворониной, 1990 г.