Система биллинга может предоставляться клиентам как в коробочном, так и облачном решении (Saas). В каждом из вариантов есть свои достоинства и недостатки, поэтому конкретная компания, провайдер, оператор самостоятельно решают, что именно выбрать исходя из требований к системе. Рассмотрим подробнее, какие плюсы и минусы имеет биллинг в облаке, и целесообразно ли такое решение для ваших задач.
Преимущества
К основным плюсам использования биллинга в облаке можно отнести следующее:
- Существенное снижение затрат. Не требуется приобретение мощных дорогостоящих серверов. Нет затрат на обслуживание, ремонт, модернизацию серверного оборудования, обеспечения требуемых условий для его работы (установка стоек, устройство систем вентиляции и кондиционирования воздуха с высокоточной автоматикой в серверных и пр.).
- Доступ в любое время, в любом месте. Работать с системой все сотрудники, имеющие соответствующие права доступа, могут с любого устройства там, где имеется возможность выхода в Интернет. Нет привязки к конкретному ПК, офису. Система биллинга доступна для всех подразделений, региональных представительств, а также для специалистов компании, находящихся в отпуске, в командировке. Существенно упрощается одновременная работа различных групп независимо от их физического местоположения – возможность получения доступа для всех компаний, взаимодействующих друг с другом и с клиентами при оказании конкретных услуг.
- Почти неограниченный объем для хранения данных, всё упирается исключительно в тариф на предоставление облачного сервиса. Это особенно актуально для компаний, с большим количеством абонентов, которым требуется хранить значительное количество информации.
Облачные решения не требуют для работы ПК с высокой производительностью – меньшая нагрузка на рабочие компьютеры сотрудников компании. Все программное обеспечение обновляется полностью в автоматическом режиме без какого-либо участия пользователей.
Недостатки
Облачный сервис имеет следующие минусы:
- Меньшая защищенность данных по сравнению с использованием собственных серверов. Возможны, хотя и маловероятны, кражи персональных данных клиентов, взлом системы, утечка информации.
- Сложное или невозможное восстановление информации. Если нет резервных копий, то восстановить базы, утерянные в облачном сервисе, будет практически невозможно.
- Меньшая функциональность системы биллинга. Реализовать в облаке сложные функции помимо традиционных автоматических расчетов, учета трафика и пр. достаточно сложно, поэтому система будет ограниченной в возможностях.
Требование постоянного доступа в Интернет является скорее не недостатком, а особенностей реализации решения.
Что выбрать?
Модель обслуживания SaaS (software as a service или ПО как услуга) полностью обслуживается провайдером. Это означает, что обновление, внедрение новых функций выполняется на стороне поставщика услуг, а техническое обслуживание уже включено в стоимость услуг. Поэтому работа в облаке – это экономичный биллинг, не требующий существенных затрат на развертывание системы на стороне пользователя.
Поскольку доступ предоставляется к единому программному ядру, то теряется эффективность облачного решения в случае, когда необходима глубокая индивидуализация системы биллинга под нужды конкретного заказчика. Развернуть в облаке сложную систему, адаптированную под индивидуальные требования, не получится.
Если вам требуется доступный биллинг с большинством стандартных функций, то облачный сервис будет вполне оправданным выбором. Если же вам необходима максимально защищенная система с индивидуализацией, внедрением инновационных решений и доступностью программно-аппаратных комплексов для собственных специалистов, то облако уже не подойдет.