Найти в Дзене
Дневники Зеленого края

Ванна спирта, титан и "ноги" для "Бурана". Или как обеспечить мягкую посадку космического челнока.

Фото из Яндекс-коллекции
Фото из Яндекс-коллекции

Огромная ванна со спиртом - одна из любимых легенд старых работников нижегородского предприятия "Гидромаш". Её мы слышали от заслуженных инженеров завода в трёх вариантах. Единственное, что объединяло рассказчиков, это задорные искры в глазах и отблески того радостного оживления, которое гидромашевцы испытывали тогда - когда проектировали взлётно-посадочное устройство для первого и последнего советского космического челнока.

-2

По официальной версии - это были шасси для огромного транспортника, но мало кто не догадывался тогда, о каком изделии именно идёт речь. Знаменитая купель со спиртом появилась на горьковском предприятии уже на заключительной стадии испытания "ног" для "Бурана". В ней проходила пневмо-гидравлическая проверка на герметичность. В взлетно-посадочном устройстве космического челнока невозможно было применить обычные уплотнители. Требовалось, чтобы изделие было полностью герметичным и спирт позволял выявить самые мелкие пузырьки, если бы они имели место.

Фото из Яндекс-коллекции
Фото из Яндекс-коллекции

Часто приходится слышать, что программа "Буран" истощила ресурсы СССР. Но кто посчитал, какой технологический задел оставил этот революционный проект? Титановые элементы планера и взлетно-посадочного устройства - один из самых близких примеров. Впервые из применили во время реализации программы "Буран-Энергия", а сегодня титан стал одним из основных "крылатых металлов". Крупнейшие западные концерны долго отказывались от применения материала в конструкции шасси.

-5

Но с лёгкой руки горьковчан и в Боинге 787 "Дримлайнер", и в Аэробус 380 и других модификациях применяется российский титан и наши же гидравлические и пневмоагрегаты, произведенные в современном Нижнем Новгороде.

-6
-7

Итог кропотливой двенадцатилетней работы над взлётно-посадочным устройством для "Бурана" вылился в тот короткий миг, утром 15 ноября 1988 года. Тогда советский челнок вынырнул из облачности и штатно выпустив шасси, плавно сел на полосу аэродрома "Юбилейный" на Байконуре. Посадка получилась именно мягкой. Мягкой настолько, что тормозные парашюты раскрылись с микроскопической задержкой. Приземление "Бурана" заняло всего несколько мгновений, но стало пиковым в советской истории "Гидромаша".

-8

В первые постсоветские годы завод, без которого сегодня не обходится ни один мировой производитель авиатехники, стоял на грани исчезновения. Егор Гайдар ещё в начале 90тых заявил, что авиастроение стране без надобности и всегда можно закупить Боинги. Нижний Новгород стал одних их главных центров младореформаторства и настоящего индустриального погрома. Избежать судьбы многих передовых предприятий города заводу удалось только благодаря талантам и энергии бессменного директора, Владимира Ильича Лузянина. С 1994 года "Гидромаш" вышел на внешний рынок, и быстро получил репутацию самого надежного производителя.

-9

Известность этого нижегородского предприятия сегодня широко распространилась за пределы России - Гидромаш давно числится одним из главных поставщиков мирового авиарынка. Профильной и единственной продукцией предприятия являются взлетно-посадочные устройства – шасси.

-10

Завод - одно из редких в России предприятий, способных за явным преимуществом побеждать в исключительно сложной конкурентной борьбе с японцами, американцами и швейцарцами. Основная причина успеха – безупречная репутация Гидромаша в области безопасности и мягкости посадки.За всю историю существования Гидромаша, по его вине не произошло ни одного авиационного инцидента.

Ставьте нравится и подписывайтесь на канал, если Вам было интересно. Спасибо!