Огромная ванна со спиртом - одна из любимых легенд старых работников нижегородского предприятия "Гидромаш". Её мы слышали от заслуженных инженеров завода в трёх вариантах. Единственное, что объединяло рассказчиков, это задорные искры в глазах и отблески того радостного оживления, которое гидромашевцы испытывали тогда - когда проектировали взлётно-посадочное устройство для первого и последнего советского космического челнока.
По официальной версии - это были шасси для огромного транспортника, но мало кто не догадывался тогда, о каком изделии именно идёт речь. Знаменитая купель со спиртом появилась на горьковском предприятии уже на заключительной стадии испытания "ног" для "Бурана". В ней проходила пневмо-гидравлическая проверка на герметичность. В взлетно-посадочном устройстве космического челнока невозможно было применить обычные уплотнители. Требовалось, чтобы изделие было полностью герметичным и спирт позволял выявить самые мелкие пузырьки, если бы они имели место.
Часто приходится слышать, что программа "Буран" истощила ресурсы СССР. Но кто посчитал, какой технологический задел оставил этот революционный проект? Титановые элементы планера и взлетно-посадочного устройства - один из самых близких примеров. Впервые из применили во время реализации программы "Буран-Энергия", а сегодня титан стал одним из основных "крылатых металлов". Крупнейшие западные концерны долго отказывались от применения материала в конструкции шасси.
Но с лёгкой руки горьковчан и в Боинге 787 "Дримлайнер", и в Аэробус 380 и других модификациях применяется российский титан и наши же гидравлические и пневмоагрегаты, произведенные в современном Нижнем Новгороде.
Итог кропотливой двенадцатилетней работы над взлётно-посадочным устройством для "Бурана" вылился в тот короткий миг, утром 15 ноября 1988 года. Тогда советский челнок вынырнул из облачности и штатно выпустив шасси, плавно сел на полосу аэродрома "Юбилейный" на Байконуре. Посадка получилась именно мягкой. Мягкой настолько, что тормозные парашюты раскрылись с микроскопической задержкой. Приземление "Бурана" заняло всего несколько мгновений, но стало пиковым в советской истории "Гидромаша".
В первые постсоветские годы завод, без которого сегодня не обходится ни один мировой производитель авиатехники, стоял на грани исчезновения. Егор Гайдар ещё в начале 90тых заявил, что авиастроение стране без надобности и всегда можно закупить Боинги. Нижний Новгород стал одних их главных центров младореформаторства и настоящего индустриального погрома. Избежать судьбы многих передовых предприятий города заводу удалось только благодаря талантам и энергии бессменного директора, Владимира Ильича Лузянина. С 1994 года "Гидромаш" вышел на внешний рынок, и быстро получил репутацию самого надежного производителя.
Известность этого нижегородского предприятия сегодня широко распространилась за пределы России - Гидромаш давно числится одним из главных поставщиков мирового авиарынка. Профильной и единственной продукцией предприятия являются взлетно-посадочные устройства – шасси.
Завод - одно из редких в России предприятий, способных за явным преимуществом побеждать в исключительно сложной конкурентной борьбе с японцами, американцами и швейцарцами. Основная причина успеха – безупречная репутация Гидромаша в области безопасности и мягкости посадки.За всю историю существования Гидромаша, по его вине не произошло ни одного авиационного инцидента.
Ставьте нравится и подписывайтесь на канал, если Вам было интересно. Спасибо!