«Нужно, чтобы каждый более ответственно подходил к работе!» — сколько раз за последний год вы произнесли эти слова? На самом же деле ваши сотрудники слышат: «Вы меня подводите» или «Мы тонем». Вместо того чтобы их вдохновить, вы можете их полностью демотивировать. Вот несколько шагов, которые помогут вам начать разговор, определить реальную проблему и выработать план ее решения.
Начните с себя
Вместо того чтобы сказать: «Почему вы не делаете, что требуется?», спросите: «Что мне стоит делать иначе, чтобы помочь вам?»
Конечно, стоит избегать искушения доделывать чужую работу, однако полезно задуматься и о том, не мешают ли вам обоим пробелы в коммуникации, рабочих процессах и других областях.
Прежде чем обратиться к другому человеку, спросите себя:
● Ясно ли я описал свои ожидания?
● Спросил ли я, чем могу помочь?
● Выделил ли я время на мозговой штурм и пересмотр процессов?
● Разработали ли мы с членом команды план действий?
Самоанализ — краеугольный камень лидерства, и подобные размышления могут помочь вам распознать вредные паттерны собственного поведения.
Создайте для другого человека безопасную среду
После того как вы проверили себя и почувствовали, что готовы вести разговор без раздражения, но с любопытством, обратите внимание на свой тон. Задайте простой вопрос: «Что вы думаете о своей работе в этом квартале?», и обратите внимание на первоначальную реакцию.
Слушать, уделять внимание, анализировать потребности и мотивации другого человека — все это поможет вам отбросить собственные предположения о его характере. Вы можете обнаружить, что он не «ленив» и «ненадежен», а его сдерживают иные обстоятельства.
Убедитесь, что все стороны ясно понимают, как двигаться дальше
Теперь, когда вы определили основные проблемы, пришло время пояснить, что цель этого разговора — обсудить суть проблемы и договориться о том, как двигаться дальше. Повторите все, что услышали к этому моменту, и убедитесь, что все поняли верно. Затем прямо признайте и выразите свое недовольство сложившейся ситуацией. Наконец, спросите, готов ли сотрудник попробовать новые стратегии решения этой проблемы. Старайтесь демонстрировать эмпатию и взаимное стремление достичь цели. Затем можно приступить к мозговому штурму и согласовать конкретные шаги.
Сосредоточьтесь на том, чтобы помочь сотрудникам добиться успеха
Приступая к разработке плана, объедините усилия с коллегой и составьте реалистичный список целей. Это единственный способ убедиться, что вы оба настроены на победу. Спросите: представляется ли все это выполнимым с учетом остальных задач? Если вы оба ответите «нет», начните сначала. Пересмотренный план может оказаться менее масштабным, чем предполагалось изначально, но именно за счет первых маленьких шагов ребенок учится ходить, а затем и бегать.
Регулярно оценивайте прогресс
Обязательно запротоколируйте согласованный план. Определите, какие средства коммуникации вы будете использовать для оценки результатов.
Призыв к тому, чтобы сотрудники брали на себя больше ответственности, не решит вашей проблемы. Если вы хотите развить свои навыки лидера или просто коллеги и стать тем, с кем люди действительно хотят работать, меняйте свое мышление и практикуйте пять правил, представленных выше.
Материал подготовлен специально для читателей сервиса «Яндекс.Дзен» на основе статьи Мелиссы Раффони в HBR Россия ««Мы тонем»: что нельзя говорить людям, если вы не хотите их демотивировать». Другие материалы о стратегии, управлении персоналом вы всегда можете найти в разделе «Менеджмент» на сайте hbr-russia.ru.