Я долго сопротивлялась этой книге. После "Авиатора" мне не хотелось возвращаться к Водолазкину. Сам сюжет "Авиатора", история с бабушкой-внучкой и нелепый конец оставили у меня неприятное послевкусие. Однако все изменилось после того, как я посмотрела интервью Евгения Водолазкина проекту Хот Культур (можно легко найти в интернете).
Я узнала, что автор - известный филолог, специалист по древнерусской литературе, работал с Д. С. Лихачёвым, трудится в Пушкинском доме. Мне стало интересно, так как, читая "Авиатора", я была уверена, что автор - просто очередной молодой модный писатель. Кроме того, я узнала, что "Лавр" нашёл признание в разных странах, переведён на тридцать иностранных языков, входит в топ-10 лучших мировых книг о Боге - по версии газеты Guardian. А кроме этих фактов, мне просто было интересно и приятно слушать Евгения Германовича, поэтому, не раздумывая далее, я приобрела "Лавра".
Книга, конечно, не о травах и средневековой медицине, как ошибочно можно понять из некоторых описаний и отзывов, а об отношении человека с Богом - это, если вкратце. О жизненном пути и выборе человека, о смирении, о совести, о любви. Сюжет интересный, но я лично к нему не привязывалась, мне было любопытно читать между строк, а эта книга очень к этому располагает.
Мне совсем немного не хватило описания главного героя, его внутренних переживаний, но, поскольку, в конце книги при упоминании его дружбы с медведем, сразу возникает образ святого Серафима Саровского, то я полностью доверяю автору в изображении Арсения/Устина/Амвросия/Лавра. Мне вообще кажется, что Лавр - это собирательный образ некоторых наших святых.
Но чтение не сразу далось мне легко. После пластиковых бутылок в средневековом лесу мне, как и многим, захотелось с ворчанием закрыть книгу и больше не открывать, но все же любопытство снова взяло верх.
И чуть позже я поняла, что нужно, что называется, "врубиться"! В стиль, язык, в некую схематичность - например, как в разговоре юродивого Фомы с завеличскими жителями. То есть, повествование в такие моменты идёт как бы из наших дней, но тогда. Это и есть связь времён, это и есть "неисторический" роман. Я врубилась примерно тогда, когда Амброджо Флеккиа начал свой путь во Псков, то есть, в середине книги. И после этого меня уже ничего не смущало, даже те самые бутылки в лесу казались вполне уместными.
Знаю, что многим чтение даётся с трудом из-за того, что в романе русский, древнерусский и церковнославянский языки переплетаются - начало фразы может быть вполне современным, а конец вероятно придётся перечитать несколько раз. Если вы читаете Псалтирь или молитвослов, то чтение "Лавра" будет для вас более лёгким и понятным, чем если бы тексты канонов, акафистов и псалмов были бы совершенно не знакомы.
Мне очень понравился роман и я смело рекомендую его к прочтению. Это книга, над которой надо думать, это книга, которую надо понять, но вместе с тем, она увлекательна и местами забавна. Для меня это, пожалуй, лучшее из прочитанного за последнее время, и я точно еще буду не раз возвращаться к этому произведению.